РУ БЕ EN

Буллинг

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга? 

Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

                Главные компоненты буллинга:

  1. Это агрессивное и негативное поведение.
  2. Оно осуществляется регулярно.
  3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  4. Это поведение является умышленным.

 

Существуют следующие виды буллинга:

 

     Физический школьный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

     Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

 

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

 

            вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;

            невербальный буллинг– обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);

            запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки; 

            изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

            вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;

            повреждение и иные действия с имуществом–  воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

 

В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор"человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

 

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
  • меняется поведение и характер ребенка;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

 

 

ЗНАЙТЕ!!!

Чтобы не произошло, есть всегда выход.

Если Вы попали в трудную жизненную ситуацию, обращайтесь к школьному психологу, классному руководителю, руководству школы.

 

Буллинг в школе для родилетей

Буллинг в школе. Практические советы для родителей

Буллинг (от англ.bully – хулиган, драчун, насильник)  – агрессивное поведение, при котором один индивид или группа лиц неоднократно нападают, преследуют одного из членов коллектива, неспособного противостоять им. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Буллингом обозначают физический и/или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

 Как проявляется травля

На вербальном уровне – оскорбления, комментарии, обидные прозвища, постоянная негативная оценка жертвы и её деятельности.

На физическом уровне – толчки, удары, выталкивания из классов, раздевалок, удерживание силой и т.д.

Социальный буллинг – буллинг, основанный на изоляции жертвы. Игнорирование, бойкот, случаи, когда школьника не допускают к деятельности группы (спорт, еда, мероприятия, встречи). Именно бойкот, по статистике, переживается школьниками тяжелее всегоБуллинг в форме бойкота, который практикуется в течение продолжительного отрезка времени, является самой частой причиной суицида.

Кибербуллинг — намеренные, в большинстве своём, анонимные оскорбления, угрозы и обнародование компрометирующих данных с помощью интернет-коммуникаций, как правило, в течение продолжительного периода. С появлением этого явления у школьников пропала возможность скрыться от травли в безопасной домашней среде. Сегодня молодые люди могут подвергаться травле не только в школе, но и дома, в семейном автомобиле, у себя в комнате и даже на глазах собственных родителей и опекунов, а взрослые при этом ничего не заподозрят.

Для буллинга характерны:

·         Неравенство сил агрессора и жертвы (это не равная схватка двух утверждающихся подростков, а верховенство одного над другим).

·         Повторяемость насилия (не единичные действия, а регулярные издевательства).

·         Острая эмоциональная реакция жертвы (даже незначительные невербальные сигналы подкрепляют действия «булли», так как именно эта реакция является наиболее желаемой целью травли).

Непосредственные участники буллинга

Булли, буллер — Зачинщик, инициатор травли, преследователь, агрессор.

Часто буллеры – это дети, которые не получили достаточно тепла и ласки, либо получили негативный опыт. Существует миф, что буллерами становятся только несчастные дети с низкой самооценкойне умеющие никак иначе контактировать со сверстниками. Но статистика показывает, что булли зачастую имеют высокую самооценку, их поведение вызвано не аффектами, которые они не способы контролировать, а расчётом. В большинстве своём они умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют, что им не грозит никакое наказание за их действия. Описывая  черты типичных «булли», Д. Олвеус отмечал у них сильную потребность в доминировании, власти и подчинении других учеников, импульсивность и высокий уровень раздражительности, сниженный уровень эмпатии. Также отмечается склонность к провоцирующему, агрессивному поведению, которое может проявляться не только в отношении сверстников, но и взрослых, включая родителей и учителей.

Для чего булли начинает травлю:

·          Чтобы завоевать или утвердить свой авторитет.

·          Чтобы развлечься.

·          Чтобы восстановить утраченное чувство собственного достоинства за счёт другого человека.

Жертва буллинга

Есть стереотип, что травят только «ботаников», «любимчиков», «лохов», детей из неблагополучных семей, неряшливых или очень застенчивых детей. На самом деле жертвой может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем. Буллинг может спровоцировать любая мелочь: внешность, несоответствующая моде одежда, необычный акцент или непривычное хобби. Именно поэтому настолько неконструктивно перекладывание ответственности за действия «булли» на жертву. «Это происходит с тобой, потому что ты сам виноват», «Тебе надо измениться», «Тебе надо работать над собой», «Ты недостаточно или слишком умный, сильный, ловкий, классный, крутой…». Эти советы только убеждают школьника, подвергающегося травле, что с ним что-то не так, а значит, все происходящее в общем и целом закономерно.

Тем не менее, необходимо отметить факторы, которые могут повысить вероятность того, что ребёнок станет объектом травли: слабое здоровье (особенно если оно отражается на внешности), замкнутость или, напротив, излишняя импульсивность, тревожность и неуверенность. Буллинг, вероятнее всего, не начнется, если ребёнок, не вписывающийся в сложившуюся в коллективе группу «своих», обладает высокой самооценкой, уверенностью в себе или если у него есть защитники, которые могут постоять за него на территории сверстников (старшие братья, тренеры, наставники, друзья из «кружков по интересам» и т.д.).

Свидетели буллинга:

Дети при столкновении с буллингом испытывают беспомощность и не знают, как им реагировать. Чем дольше происходит травля, тем больше они начинают испытывать раздражение к её жертве. Часто наблюдатели не признают свою роль в происходящем и считают, что если непосредственно не травили человека, то они в этом никак не участвовали. Исследования показывают, что школьники с большей охотой идентифицируют себя с агрессорами, нежели чем с жертвами буллинга, оказавшимися в слабой позиции.

Важно разговаривать с детьми о том, как действовать, если в классе кого-то преследуют. Объяснять, что и молчание, и позитивное подкрепление буллинга со стороны группы – это то, что позволяет буллеру продолжать свои издевательства. Более того, часто именно для того, чтобы получить эту реакцию, и затевается буллинг. Многие зарубежные программы по профилактике и преодолению буллинга направлены именно на работу со свидетелями травли. Есть данные о том, что если хотя бы один человек в группе встаёт на защиту жертвы буллинга, интенсивность травли значительно снижается.

Ответственные взрослые:

Сразу надо оговориться – ответственные не за то, что буллинг имел место быть, а за то, чтобы заметить, что он начался, и предпринять совместные действия по защите жертвы буллинга.

Родители:

Родителям школьников важно обращать внимание на маячки, тревожные звоночки, которые могут говорить о психологическом состоянии ребёнкаИтак, какие признаки могут говорить о том, что ребёнок столкнулся с трудностями в школе?

·         Самое очевидное — ребёнок не хочет или отказывается идти в школу;

·         Сонливость (засыпает везде, засыпает в неудобных позах, засыпает «на ходу»);

·         Повышенная тревожность (теребит в руках предметы, прислушивается к себе и постоянно подозревает у себя какие-либо болезни);

·         Резкие смены настроения;

·         Снижение аппетита или, наоборот, постоянное переедание;

·         Отказ от общения с другими детьми (прогулки, детские дни рождения, школьные мероприятия);

·         Появление страхов (Монстров, болезней, смерти, высоты, воды и так далее);

·         Невротические проявления (крутит волосы, грызёт ногти, грызёт ткань, выдёргивает ресницы, обдирает кожу и так далее).

·         Появление беспричинной, на первый взгляд, температуры, рвоты, ОРВИ, ангины и других соматических нарушений, которые проходят сразу же после того, как ребёнку разрешается не идти в школу и остаться дома.

Если вы заметили подобные симптомы, это повод внимательнее присмотреться к ребёнку и настойчиво выяснять, с какой проблемой он столкнулся.

 Почему ребёнок не может справиться с буллингом самостоятельно?

·         Буллинг  равно стресс. У школьника, подвергающегося травле, возникают психосоматические симптомы (которые могут заметить близкие взрослые). Психические способности ослабевают, становится трудно спокойно и взвешенно реагировать.

·         Страх того, что нападки будут продолжены, порождает в атакуемом состояние неуверенности.

·         Уважение окружающих по отношению к подвергающемуся буллингу резко падает. Часто жертвы буллинга впадают в отчаяние, используют защитные поведенческие реакции, которые могут производить отталкивающее впечатление.

·         Школьник перестает получать подтверждение его значимости со стороны других людей.

·         Жертва буллинга перестает доверять окружающим  и не знает, к кому можно обратиться за поддержкой и защитой.

·         Школьник, подвергающийся травле, чувствует себя всё более одиноко, стресс усугубляется,  и эмоциональные реакции могут стать очень бурными.

·         Жертва буллинга может рассматривать свои эмоциональные вспышки как объяснение того, почему к ней плохо относятся и подвергают буллингу (т.е. своеобразное оправдание агрессоров).

Так возникает замкнутый круг, из которого сложно выбраться самостоятельно.

Результаты исследований неизменно свидетельствуют о том, что примерно каждый второй подросток, столкнувшись с травлей, никому об этом не рассказывает из страха, стеснения или неверия в эффективность систем поддержки.

Любое насилие, будь то в интернете или реальной жизни, наносит ущерб психическому и физическому здоровью школьника. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Травля провоцирует разной тяжести психические расстройства, а также психосоматические заболевания, и может стать причиной самоубийства или скулшутинга (вооруженное нападение учащегося на школьников внутри учебного заведения).  71% нападавших – жертвы длительного и жестокого буллинга.

Буллинг: как защитить ребенка от травли?

1. Направлять свои усилия на то, чтобы вовремя узнать о проблеме

Первое и основное – ваш ребёнок должен знать, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете.

Многие родители выбирают тактику невмешательства, считая, что жалобы – стыдно. Тот, кто не справляется сам – «слабак», «несамостоятельный», «ябеда». Это приводит к молчанию ребёнка, чувству незащищённости, одиночества, и к множеству проблем в будущем. Ситуация с буллингом может кардинально измениться тогда, когда обращаться за поддержкой к самым близким людям станет нормой.

Поддерживать доверительные взаимоотношения с ребёнком помогут общие дела, увлечения, интересные поездки. Часто именно в атмосфере таких семейных дел и поездок случаются откровенные доверительные разговоры. Также способствует атмосфере доверия и безопасности в семье традиция обсуждения того, как прошёл день. Причем важно, чтобы о своих успехах и сложностях рассказывал не только ребёнок, но и каждый член семьи, будь то ребёнок или взрослый. Так вы сможете быстрее понять, что что-то идет не так и вовремя вмешаться в ситуацию.

Уважительно относиться к ребёнку, развивать и поддерживать его чувство самоуважения и самоценности с самого раннего возраста

Для ребёнка должно быть нормой, что каждый человек обладает самой высокой ценностью, и недопустимо проявление каких-либо неуважительных, оскорбительных, унижающих достоинство действий по отношению к кому-либо. Присмотритесь к своему состоянию – насколько вы придерживаетесь такого принципа в собственной жизни и какой пример отношения к себе видит ваш ребёнок. Именно с чувства уважения к себе и необходимо начинать родителям и учителям, которые непрерывно взаимодействуют с детьми. Допуская неуважительное отношение к себе, мы не так категорично относимся к проявлению неуважения к другому.

2. Найти для ребёнка увлекательное и безопасное место

Вместе с ребёнком найдите дело, увлечение, которое будет вызывать неподдельный интерес и привнесет в жизнь ребёнка ещё одно место, кроме дома, в котором безопасно, есть единомышленники и другие модели построения взаимоотношений. Там же ребёнок может найти наставника или друзей, которые вовремя выслушают и помогут разрешить сложную ситуацию. В подростковом возрасте отношения с родителями бывают сложными и важно, чтобы ребёнок имел возможность обратиться ещё к какому-то значимому и обладающему авторитетом взрослому.

 

3. Осознать, что буллинг не учит преодолевать трудности и не закаляет характер

Конфликты в детском коллективе – важная часть взросления. Издевательства – нет. Буллинг — это патология, сигнал о том, что дети не смогли сами справиться с вызовами взросления. Родители могут считать, что: «Если поощрять жалобы ребёнка, он вырастет стукачом и слабаком», «Если помогать ребёнку в школьных разборках, он никогда не научится сам общаться». Но травля не воспитывает, она ожесточает, травмирует, и не оказывает никакого положительного эффекта на становление характера человека.

4. Обсуждать с ребенком проблему буллинга

Можно посмотреть вместе и обсудить фильмы о буллинге. Вот список фильмов, который поможет вместе с ребенком составить мнение о буллинге и обсудить возможный алгоритм действий, если это произойдет с вами: «Кэрри» (1976),  «Чучело» (1983), «Класс» (2007), «13 причин почему» (2017).

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребёнок подвергается буллингу в школе

1. Не оставлять ребёнка один на один с травлей

При буллинге единственно верный путь – вмешательство извне взрослых.

Советы не обращать внимания, попытаться понравиться обидчикам или поискать причины в себе ни к чему не приведут. Они только заставляют ребёнка, подвергающегося буллингу, думать, что это с ним что-то не так и молчать о происходящем.

Пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказу в помощи для жертвы.

Как это выглядит для буллинга: если мне никто не говорит, что я неправильно себя веду, значит всё хорошо и можно продолжать.

Как это выглядит для того, кого травят: Если никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть.

2. Постараться максимально спокойно проанализировать ситуацию

Чувства и эмоции могут переполнять вас, но они плохие помощники в ситуации, когда мы сталкиваемся с буллингом. В тот момент, когда родители узнают о происходящем, у них может возникнуть острое чувство своей несостоятельности («я плохой родитель, раз мой ребёнок так себя ведет» (у родителей булли), «я плохой родитель, я не смог защитить ребёнка, научить его справляться с агрессией, давать отпор» (у родителей жертвы буллинга).

Но эти эмоции и эти мысли могут привести к достаточно типичным для родителей реакциям, которые не помогают разрешить ситуацию. Некоторые родители видят единственно верным решением устроить булли физическую расправу (надрать уши, оттаскать за волосы наедине или при всем классе). Но поднимать руку на чужого ребёнка, какие бы возмутительные, с вашей точки зрения, действия он не совершил, запрещено законом. Кроме того, подумайте, хотите ли вы, чтобы у вашего ребёнка сложилось убеждение, что проблемы можно решать, игнорируя уголовное законодательство. Другие родители призывают не бояться, не разобравшись в ситуации идти к директору, кричать, угрожать разнести школу. Но такой подход как раз и напоминает действия булли и тоже не будет позитивным примером для будущей социализации самого ребёнка.

3. Не призывать  применять физическую силу в ответ на буллинг

Есть убеждение, что если школьник не научится давать сдачи, его так и будут всегда лупить. Поэтому родители отдают детей на бокс, борьбу, рукопашный бой, что может дать детям большее чувство уверенности, но не решает проблему. Кроме физической агрессии есть оскорбления, обидные прозвища, слухи, карикатуры. Если ваш ребёнок на каждый из этих форм буллинга будет отвечать ударами, именно он будет выглядеть агрессором. Кроме того, булли может провоцировать жертву на физическую агрессию, чтобы выставить его зачинщиком, и сделать такие ситуации ещё одной формой издевательства.

4. Выстроить чёткий алгоритм действий

·         Встреча и переговоры с классным руководителем

·         Встреча и переговоры с родителями булли

·         Если не помогает – встреча и переговоры с администрацией

·         Если не помогает – обращение в государственные инстанции

5. Перевести решение проблемы в правовое русло

Если не получается урегулировать ситуацию путем ведения переговоров с родителями булли, учителем и школой, наиболее эффективный способ решения проблемы – обращение в официальные инстанции, письменное оформление жалоб, сбор фактов и данных о происходящем в школе. Объясните ребёнку, что он может снимать происходящее на видео (это можно делать, так как дети находятся в общественном месте и самим фактом съемки пресекают правонарушение). Собирайте доказательства травли в интернете и в школе для того чтобы иметь основания обращения в суд.

6. Поддерживать ребёнка морально

Напоминайте, что он ни в чём не виноват. Объясняйте, для чего вы используете те или иные способы решения проблемы. Напоминайте, что вместе вы справитесь с ситуацией. Учите ребёнка действовать не с позиции жертвы, а с позиции человека, готового отстаивать свои права.

 

свернуть

Буклет для учащихся

Травля детей в школе или Интернете – явление в современном мире весьма распространенное. В психологии этот процесс называют «буллинг» (англ.-агрессивное преследование одного из членов коллектива). Чаще всего травят за то, что кто-то не такой как все.

С буллингом (травлей) связаны переживания неприятных эмоций таких, как страх, вина, стыд, беспомощность, ненависть, отчаяние.

Участники буллинга:

  • агрессор–тот, кто притесняет (обидчик);
  • «агрессята» - те,    кто    поддерживают агрессора;
  • наблюдатели – временные   участники буллинга;
  • жертва–тот, кого притесняют.

 

Что делать,

если Вы стали жертвой буллинга в школе

  • Обязательно расскажите о сложившейся ситуации кому-то из взрослых, которым доверяете (учителю, руководите-лю кружка и пр.).
  • Не стесняйтесь просить о помощи.
  • Не отвечайте агрессией на агрессию,

Это только ухудшит ситуацию.

  • Не соглашайтесь разобраться с обидчиком один на один, после уроков.
  • Не миритесь с участью жертвы, старайтесь привлечь на свою сторону друзей, так будет проще справиться с ситуацией притеснения.

Что делать, если Вы стали свидетелем буллинга в школе

  • Поставьте в известность о происходящем взрослых (классного руководителя, родителей). Ситуация притеснения может иметь очень тяжелые последствия как для жертвы так и для всех его участников.
  • Не бойтесь заступиться за одноклассника, если считаете, что его унижают. Помните, каждый может оказаться в трудной ситуации, поэтому нужно поддерживать друг друга.
  • Объединитесь с друзьями и заступитесь за одноклассника все вместе.
  • Разрешайте конфликт конструктивным способом, словами, без применения физической силы.

Помните, никто не имеет права Вас унижать и обижать!

Вы вправе иметь собственное мнение!

Как наладить отношения с одноклассниками

🢚Старайтесь не избегать общения. Больше

Общайтесь с одноклассниками. Участвуйте в дискуссиях и разговорах.

🢚Находите больше общих тем для беседы и разговора, интересуйтесь тем, что им нравится. Предлагайте свои темы для разговора.

🢚Предложите совместное мероприятие всем классом – поход в кино, на каток.

🢚Если какие-то привычки или внешний вид

одноклассников кажутся Вам странными и отличаются от Ваших, постарайтесь не осуждать их. Помните, что для других могут быть непонятными Ваши привычки.

🢚Общайтесь не только с людьми Вашего пола.

🢚Имейте свое мнение, но при этом не доказывайте, что мнение других неправильное.

Рекомендации для Вас, подростки

Чтобы не стать жертвой буллинга Вы должны уметь:

  • Избегать ситуации, в которых возможен буллинг.
  • Вести себя уверенно.
  • Повышать свою самооценку самостоятельно, а если нужно с помощью психолога.
  • Искать друзей среди одноклассников, сверстников.
  • Быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне).
  • Не мечтай, что, если с тобой обойдутся жестоко, то ты отомстишь еще большей жестокостью.
  • Использовать юмор в общении. Это самое мощное оружие против вербальной агрессии.
  • Использовать свои таланты, достижения на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились Вами, а не завидовали.

 

ЗНАЙТЕ!!!

Чтобы не произошло, есть всегда выход.

Если Вы попали в трудную жизненную ситуацию, обращайтесь к школьному психологу, классному руководителю, администрации школы.

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

«Силен не тот, кто травит других, а тот, кто помогает!»

 

свернуть

Буклет для педагогов

Над чем следует задуматься педагогу.

  • "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств".

Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

  • "Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации."
Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное

мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Скажите спасибо Пете,  из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п.

  • «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.»

Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

 

 

Школьный

буллинг

 

 

 

 

 

 

Памятка для учителей

Аутсайдер (жертва буллинга):

*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

*как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;

*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

 

 

 

 

 

Агрессор (булли):

*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;

*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

Учитель в ситуации разбора конфликтной ситуации

— оставаться спокойным и руководить;

— воспринять случай или рассказ о нем серьезно;

— принять меры как можно скорее;

— подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или

глупым;

— предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку – сделать

так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;

— постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы; — наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это

сделать;

— ясно объяснить наказание и почему оно назначается.

 

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертвабуллинга.

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебяи постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

 

 

 

 

 

Памятка для учителей

Агрессор (булли):

*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;

*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

издевательствах, но и не препятствующий им

  1. наблюдатель– человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем

—  мотивацию каждого из них;

—  при каких условиях издевательства не осуществляются;

—  события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;

—  концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;

—  динамику всего происходящего.

 

Непосредственная работа с жертвами и преследователями

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них

письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому еѐ члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто

ещѐ из детей принимал участие в такой «игре».

 

свернуть

Интернет-ресурсы: