РУ БЕ EN

Зелёные школы

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом.

Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

План работы школы по реализации проекта

Анкета-заявка УО для участия в проекте

Отчет по проекту "Зеленые школы"

Биоразнообразие

Направление 1. «Биоразнообразие»

 

Пункт 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

Дата выполнения- апрель- май 2024г

Участники: учащиеся 10-х классов

Количество участников: 48 человек

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Задание 1-2. Провести описание травянистых растений на пришкольной территории.

На протяжении всего периода, ребята изучали разнообразие видов травянистых дикорастущих растений на пришкольной территории. Ребята разместили фото произрастания видов на картосхеме, и поместили на сайте школы.

                             

                             

                             

                             

                             

                             

Пункт 1.2. «Изучить  изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования  используя квадратную рамку в 1 метр. »

Дата выполнения:  июнь  2024 г.

Участники: учащиеся 6-7 классов

Количество участников: 43 человека                                                            

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Задание 1. Выбрать две площадки с различными условиями произрастания дикорастущих травянистых растений .

Содержание работы: Учащиеся смастерили квадратную рамку из подручных материалов и определили место исследования. Это северная и южная части школы.

  

 

Задание 2. Произвели количественный и качественный подсчет растений.

 Ребята разместили рамку и стали изучать видовой состав дикорастущих растений. Растительность южной стороны отличалась количеством и насыщенностью видов. Поскольку экологические условия более благоприятные, больше света и тепла. Из перечня видов можно выделить: щавель конский (1), вьюнок полевой(3), одуванчик лекарственный(5),клевер белый (6), клевер красный (1), тысячелистник (1), маргаритка многолетняя (3), подорожник большой(3), кислица декоративная(2), мятлик луговой до( 40),, кульбаба(1) сныть обыкновенная(6). Из всех видов встречались и сорные растения-это вьюнок полевой  щавель конский, одуванчик лекарственный. Больше всего в квадратной рамке встречалось злаковых растений.

  

 На северной стороне растительность была скудной из-за недостатка тепла и света. Доминантными видами оказались мхи , но среди них была и травянистая угнетенная растительность  в виде: одуванчика лекарственного (2),  люцерны хмелевидной(1), тысячелистника(1), мятлика луговой(8), клевера ползучего(3), кульбабы(1). Среди травянистых растений ребята обнаружили грибы рядовка серая.

Информацию ребята разместили на школьном сайте.

 

 

Пункт 1.3. Изучить разнообразие индуцированных кустарников на пришкольной территории.

Дата выполнения: апреля 2024 г.

Участники: учащиеся 6-10 классов   

Количество участников: 78 человек

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Учащимися были изучены виды индуцированых кустарников и деревьев. Был произведен количественный подсчет видов на пришкольной территории. Материал систематизирован и оформлен в виде таблицы.  На картосхеме школы ребята обозначили места произрастания деревьев и кустарников и разместили фото и картосхему  на сайте школы.

                                   

                                   

                                   

                                   

                                   

                                   

                                   

                                   

Пункт 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории.

Дата выполнения- май 2024 г.

Участники: учащиеся 6-7 классов

Количество участников: 54 человека

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Учащимися 6-7 -х классов проведено наблюдение за наземными насекомыми на пришкольной территории. На карте школы ребята обозначили места наблюдения за насекомыми. Информацию размести стили на сайте школы и систематизировали в виде таблицы.

                                

                               

                               

                               

                                

                                

Пункт 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать ежедневную подкормку

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 6-10 классов

Количество участников: 83 человека

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З., классные руководители 6-10 классов

Задание 1. Изготовить и разместить на территории учреждения образования кормушки для птиц.

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о подкормке птиц в зимний период. Еда необходима пернатым для выработки тепла.  Орнитологи подсчитали, что в морозы около 90 процентов птиц погибает от недостатка калорий.

Учащиеся 6-10 классов не остались равнодушными и пополнили новыми кормушками школьный двор, собрали корм для птиц и организовали регулярную подкормку пернатых товарищей. Кормушки изготовили в домашних условиях из различных подручных средств.

 

 

Изготовление кормушек для птиц своими руками не только поможет пернатым преодолеть этот сложный зимний период, но и придаст нашей школе особый колорит.

Забота о пернатых зимой воздастся сторицей весной, когда птицы помогут вам бороться с вредителями сада.

Конструкция кормушки должна быть надежной, поэтому ребята старались подбирать для ее строительства практичные и долговечные материалы, которые защищают птиц от осадков и ветра. Кормушки решили разместить во внутреннем дворике школы.

 

 

Советы любителям птиц по изготовлению кормушек

Зима полностью вступила в свои права. В это время особенно тяжело приходится друзьям нашим пернатым - птицам. За короткий зимний день они просто не успевают найти достаточно корма для поддержания своих жизненных сил. Поэтому в холодные и снежные зимы погибает большое количество птиц. А ведь в наших силах помочь пережить им это непростое время, необходимо приобрести кормушку и организовать подкормку.

Кормушку можно купить, но и изготовить её своими руками не составит особого труда. Причем для изготовления кормушки подойдут и подручные материалы такие как: пластиковые бутылки, упаковки из-под торта, стеклянные банки 1-2 литра и ещё множество различных материалов.

При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:

  1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
  2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Но если вы хотите изготовить кормушку своими руками не на один год, то конечно лучше сделать её из дерева.

Фото и чертежи нескольких таких кормушек приведены ниже.

Рис. 1 Резная кормушка.

           

Рис. 2 Один из вариантов кормушки для птиц из дерева

 

Задание 2. Организовать подкормку птиц на кормушках.

Дата выполнения: декабрь 2023 г. - февраль 2024 г. 

Формы проведения занятий: практические работы по заготовке корма; постоянный уход за кормушками; самостоятельные наблюдения, фотографирование, выставка фоторабот.

Практическая работа «Заготовка корма для птиц». Для зимней подкормки птиц подойдут: семена подсолнуха, конопляное семя, просо, овсяная крупа ("Геркулес" очень любят воробьи), семена арбуза, дыни и тыквы. Для синиц хорошо повесить кусочки не соленого сала. Кусочки сала можно привязать к концам недлинной нитки и забросить на дерево. Не редко полакомиться салом прилетают дятлы, быстро привыкают к такому корму и воробьи.

Птицы быстро привыкнут к кормлению в определённом месте. Наблюдение за ними доставит много позитивных минут взрослым, а особенно детям!!!

Не допускается использование ржи, пшеницы и хлеба, особенно черного, который вызывает воспаление зоба!!!

Практическая работа «Наблюдение за птицами на кормушке. Фотографирование птиц».

Работы по данному заданию организуются в рамках акции  «Поддержим птиц! » и включают:

  • Сбор растительного корма.
  • Подготовку корма для кормушек, постоянное его пополнение.
  • Изготовление «пирогов», «шишек», «ожерелий», «сердечек из картона» и т.п. и развешивание их на кустах у школы.
  • Изготовление кормушек, размещение их на территории возле школы или дома.
  • Организацию постоянного ухода за кормушкой и наблюдений с биноклем.
  • Фотографирование птиц на кормушке.
  • Подготовку фотовыставки и отчетов по результатам наблюдений.
  • Организованно проводится зимний учет птиц, занесение информации на сайт учреждения образования, в базу данных

 

 

 

Задание 3. Составить отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

Дата выполнения: февраль 2024 г.

Содержание работы:

Ребята 6-10 классов организовали подкормку птиц на пришкольной территории. Из наблюдений ребят на территории школы были замечены грачи в количестве 15 птиц, вороны-4, синицы-12, воробьи -18, галки-6, овсянки-16, голуби около 10. Вести учет птиц оказалось не так и просто, не все птицы предпочитают есть корм с кормушек, например, овсянки и воробьи кормятся с земли.

    

На кормушках можно было встретить синиц и даже к нашему удивлению прилетел пестрый дятел.

  

На зимние каникулы многие ребята решили подкармливать птиц по месту их жительства. Ребята следили за тем, чтобы в кормушках был постоянно корм и ухаживали за чистотой кормушек. Зима для птиц-очень тяжелое время года. Холодно и голодно им. Из-за голода птицы теряют много энергии. Для того чтобы согреться птицам необходимо много питаться и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Видовое разнообразие птиц

обитающих на пришкольной территории

Название вида

Описание

Воробей домовой (Passer domesticus)

Небольшая шустрая птичка, имеет пестрый, серо-коричневый окрас, обитает в городе и сельской местности, вблизи жилища человека, образуя гнезда из соломы и веточек под крышами строений, на деревьях, кустарниках, фонарных столбах. Воробьи, сбиваясь в стаю, живут вместе, образуя устойчивую пару на всю жизнь.

Большая синица (Parus major)

Длина тела 14-16 см при размахе крыльев 23-25 см и весе 18-30 г. Верхняя часть окрашена в желтовато-зеленый, а нижняя вярко-желтый цвет. Хвост и крылья имееют голубовато-серый оттенок. Туловище крепко сбитое и мускулистое. Макушку украшает черная шапочка. Клюв короткий, конусообразный, растет всю жизнь. Щечки белые. Вдоль нижней части тела проходит широкая черная полоска, так называемый галстук. Тонкие лапки не имеют оперения.

 

Голубь (Columbidae)

У голубей маленькая голова и плотное тело с мощной летательной мускулатурой. Клюв короткий. Когда голубь ищет корм, то кивает головой, «клюёт» в такт шагам. Ноги у птиц короткие, но сильные, с цепкими пальцами, ведь многие из них прекрасно лазают по веткам. Пищу они собирают на земле. Но и летают эти птицы прекрасно - быстро, манёвренно. Вне сезона гнездования голуби могут собираться в очень большие стаи. Голуби строят немудрёные гнёзда.

Грач (Corvus frugilegus)

Длина 45—47 см. Вес взрослой особи составляет от 280 до 340 г, размах крыльев от 81 до 99 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. От серой вороны грач отличается окраской, от чёрной вороны — цветом клюва (у грача светлый) и формой тела, от ворона — размерами: ворон значительно крупнее.

Ворона (Corvus cornix)

Оперение черно-серое. Голова, крылья, хвост, лапы – черные, туловище серое. На крыльях и хвосте заметен металлический отлив. Клюв и ноги черные. Клюв с выпуклым надклювьем и крючком на вершине, ноздри прикрыты щетинками. Глаза темно-коричневые. Полость рта серая. Хвост закругленный. В полете клюв держит книзу. Крылья широкие, тупые на концах. Ходит по земле широким шагом, при опасности подскакивает.

Галка (corvus monedula)

Птица средних размеров. Длина ее тельца составляет около 39 см вместе с хвостом. Вес не превышает 170-280 грамм. Самцы по своим габаритам немного крупнее самок. Это единственное внешнее различие между полами. У птицы плотное телосложение, не крупный, но сильный клюв. Оперение на спине окрашено в серебристо-серый цвет, а крылья и хвост — в сизый. Остальная часть тела покрыта черными перьями.

 

Направление 1.10. «Создать и разместить на территории  учреждения образования «Клумбу для бабочек»»

Задание 1. Создать клумбу для бабочек площадью 4м2

Дата выполнения: май- июнь 2024 г.

Участники: учащиеся 8-9 классов

Количество участников: 23 человека

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Задание 1. Создать клумбу для насекомых площадью 4 на 2 м

Учащиеся создали клумбу для насекомых, но бабочек привлечь в черте города оказалось не легко. На наши цветковые растения стали прилетать пчелы и шмели и другие насекомые. В этом году много вредителей насекомых один из них тля, которая поразила хосты.

   

Задание 3. Фотографии клумбы, насекомых разместить на сайте школы.

  

 

свернуть

Энергосбережение

Направление 2. «Энергосбережение»

 

Пункт 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Дата выполнения: октябрь 2023

Участники: учащиеся 10-11 классов     

Количество участников: 59 человек

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

Задание 1. Провести вводное занятие по теме «Аудит использования электроэнергии».

С учащимися 10 класса проведено вводное занятие.

Задание 2. Создать рабочие группы обучающихся, которые будут проводить изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.

Инициативной группой учащихся 11 класса осуществлено изучение температурного режима в учреждении образования. Температура во всех помещениях соответствует требованиям, все помещения оснащены бытовыми термометрами, необходимый воздушно-тепловой режим обеспечивается проветриванием помещений.

 

Задание 3. Собрать первичную информацию и анализ потребления электрической энергии за 2022, 2023 годы (изучение документации по учету потребления электроэнергии за 2022, 2023 годы).

Содержание работы:       

1. Изучено потребление энергии в учреждении образования за 2022, 2023 годы.

 

Анализ расхода электроэнергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы

 

2022

2023

 

январь

8824

9452

+7

февраль

8606

10026

+16,5

март

8202

9254

+12,8

апрель

8465

8098

-4.4

май

7125

7081

-0,7

июнь

4000

1209

-30,2

июль

510

4208

+8,26

август

518

637

+22,9

сентябрь

8950

7445

-16,1

октябрь

10360

9178

-11,5

ноябрь

9395

8742

-7

декабрь

10565

8818

-17

ИТОГО

85270

83960

-1

 

Вывод: минимальное количество энергии тратится в летние месяцы. Это связано с тем, что больше продолжительность дня и тем самым меньше используется  освещение в учебных кабинетах и коридорах.

Максимальное потребление электроэнергии - 44,1% приходится на пищеблок, 42,6% -  на освещение, 12,3% -   на компьютеры, меньше 1% - на другое: демонстрация опытов и экспериментов в кабинете физики, мультимедиа и т. д.

 

2. Проведена беседа с заместителем директора по хозяйственной работе Ширковцом И.М. по вопросам энергопотребления в школе.

 

Задание 4. Определены основные приборы здания школы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. 

 

Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе

№ п/п

Название электроприборов

Мощность, (Вт)

Коли-чество

Режим работы

Место расположения

1.

Электроплита

17 000

1

8.30 – 13.00, 14.30 – 16.00

Столовая

2.

Бойлер

1500

1

Постоянно

Столовая

3.

Холодильник

130

1

Постоянно

Столовая

4.

Компьютеры

220

28

8.00 – 19.30

Кабинеты информатики, кабинет директора, секретарь, кабинет заместителей директора, кабинет инженера-программиста, учебные кабинеты

5.

Электроутюги

1300

3

2 ч в неделю

Кабинет труда

6.

Швейная машина

90

2

2 ч в неделю

Кабинет труда

7.

Аверлок

 

1

0,5 ч в неделю

Кабинет труда

10.

Мультиборд

120

1

3 ч в неделю

кабинет №10

11.

Лобзик ручной электрический

100

1

2 ч в неделю

Кабинет труда

12.

Станок заточной электрический

150

     1

1 ч в неделю

Кабинет труда

 

 

Пункт 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе

Дата выполнения: январь 2024 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов                 

Количество участников: 63 человека                                           

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

Задание 1. Провести вводное занятие на тему «Актуальность теплового аудита».

В январе 2024 г с учащимися 10-х классов было проведено вводное занятие на тему «Актуальность теплового аудита».

 

  

Задание 2. Собрать первичную информацию и провести сравнительный анализ расходования тепловой энергии за 2022, 2023 г. (изучение    документации по учету тепловой энергии за 2022, 2023 г.).

 Анализ расхода тепловой энергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы

 

2022

2023

 

январь

79,7

73,37

-8

февраль

61

70,96

+16

март

59,6

62,35

+4,6

апрель

37,6

19,44

118,16

май

2,8

3,1

+10,7

июнь

0,2

0,7

+35

июль

0

0,75

+0,75

август

0

0

0

сентябрь

6

1,74

-4,26

октябрь

26,26

25,8

-1,8

ноябрь

63,74

66

+5

декабрь

85,5

75

-12

ИТОГО

416,9

398,9

 

 Задание 3. Обследовать здание учреждения образования и определить места потери тепла.

В сентябре – октябре 2023 г  учащимися    ГУО «Средняя школа№ 2 имени В.Ю.Саяпина  г. Гродно» на тематических занятиях учебной бизнес-компании «НАШЕ ДЕЛО» под руководством Чернякова И.В., была разработана оригинальная упрощенная методика по проведению энергоаудита в зданиях учреждений образования силами педагогов и учащихся.

         Методика позволяет без значительных материальных затрат  проводить в учреждениях образования как комплексное энергетическое обследование с разработкой по результатам энергоаудита  «Плана мероприятий энергосбережения УО», так и в виде нескольких отдельных проектов: «Ищем теплопотери», «Экономим электроэнергию», «Энергоэффективная школа».

         

Энергоаудит школы позволяет не только найти источники энергопотерь и улучшить теплоснабжение зданий школы, но и  сократить лишние затраты на коммунальные услуги.

Снижение затрат и улучшение показателей теплоснабжения не единственные результаты энергетического обследования в школах.

Энергоаудит образовательного учреждения позволяет:

  • получить объективные данные о существующих расходах энергоресурсов. Это необходимо как для расчета энергетического баланса, так и для разработки индивидуального плана мероприятий по энергосбережению и оценки потенциала энергосбережения в школе.
  • снизить расходы на энергоресурсы в школе без потери в температурном и функциональном комфорте (когда в школе тепло, светло, уютно, но траты на энергию намного ниже).

В энергоаудит школы могут быть включены все или часть из нижеперечисленных работ:

  1. Визуальное обследование зданий учреждений образования.
  2. Исследование пунктов наиболее вероятных  тепло- и энергопотерь (неэнергоэффективные окна, отсутствие теплоотражающих экранов за радиаторами отопления, неэнергосберегающие  лампы накаливания, неэнергоэффективные электрические приборы)
  3. Проверка работы приборов учета.
  4. Замеры расхода электроэнергии на силовую нагрузку и системы освещения, расчет потерь.
  5. Анализ системы водоснабжения, водоотведения (проводятся расчеты и замеры для определения нормативного и фактического потребления).
  6. Анализ показателей энергопотребления по школе.

В октябре 2023 г в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» в рамках тематических занятий в шестой школьный день силами учащихся был проведен 1 этап энергоаудита здания школы по оригинальной упрощенной методике.

         Юные энергоаудиторы шаг за шагом, следуя разработанной Методике, собирали первичную информацию, анализировали энергоэкоономические показатели школьного здания, искали места наиболее вероятных потерь тепло- и электроэнергии.

        

Так, в процессе энергоаудита учащимися школы под руководством автора проекта было выявлено:

- 16 % ламп освещения – не энергоэффективны

- датчики движения в местах общего пользования отсутствуют

- 4 подтекающих крана водоснабжения

- за 142 радиаторами отопления нет теплоотражающих экранов

 

Задание 4. Составить диаграммы потребления тепловой энергии в учреждении образования за февраль 2022, 2023 г.

 

Пункт 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год

Дата выполнения: январь 2024 г.

Участники: учащиеся: 9-11 классов          

Количество участников: 636                                                       

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В., классные руководители 

 

В результате анализа данных, полученных при проведении энергоаудита школы по разработанной Методике, учащиеся составили План рекомендуемых мероприятий по энергосбережению. Реализация малозатратных  мероприятий этого плана  позволило учреждению образования сэкономить до 15-20 % энергозатрат.

Большинство школ в Беларуси построены более 20-ти лет тому назад, поэтому внедрение самых простых энергосберегающих мероприятий может существенно сократить энерго- и ресурсопотребление в школе.

         Вот список основных  энергосберегающих мероприятий, с которых следует начать в каждой школе после проведения энергоаудита по упрощенной методике:

  • Установка счетчиков – то, что невозможно посчитать, невозможно проконтролировать,
  • Замена ламп накаливания на энергосберегающие,
  • Замена окон на пластиковый стеклопакет  – во многих школах до сих пор стоят старые деревянные окна, установленные в 70-х годах. Помимо сокращения энергопотерь, новые окна улучшат внутреннюю освещенность классов и помещений.
  • Использование датчиков присутствия в помещениях – свет будет автоматически отключаться в пустых классах. Потребление электричества на освещение может быть сокращено на 30%
  • Включение отопления на полную мощность только во время занятий.
  •  Отключение света в коридорах в вечернее и ночное время – во многих школах, свет в коридорах горит всю ночь.
  • Установка выключателей света в коридорах в удобных и легко находимых местах.
  • Покраска стен и полов в светлые тона, для более эффективного использования освещения.
  • Выключение компьютеров и принтеров в конце школьного дня.
  • Утепление окон.
  • Установка теплоотражателей за батареями.
  • Проверка целостность трубопроводов.
  • Замена смесителей в туалетах.
  • Ремонт дверей и крыши.
  • Утепление крыши и стен.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Название мероприятия

участники

сроки проведения

ответственные

1

Проведение тематических

классных часов

«Будем экономить

и беречь»

1-11 классы

ноябрь

 

Классные

руководители

 

2

Единая информационная

акция «Всемирный День

Энергосбережения»

1-11 классы

11 ноября

Классные

руководители

 

3

Конкурс на лучший

действующий макет,

поделку, предмет

декоративно-прикладного

творчества

по теме «Экономия и

бережливость природных

ресурсов»

1-7 классы

сентябрь

Педагог –организатор

 

Классные

руководители

 

4

Конкурс на лучшую

памятку по экономии воды,

света, тепла, природных

ресурсов

7-11 классы

октябрь

Педагог-организатор

5

Анкетирование «Знаете ли вы что такое энергосбережение?»

1-11 классы

Январь

Классные руководители

6

Операция

«ВЫКЛЮЧИ СВЕТ!»

1-11 классы

на протяжении года

Классные руководители

7

Мероприятия по энергосбережению в пришкольном оздоровительном лагере, лагере труда и отдыха

1-8 , 10 классы

октябрь,

декабрь, март, июнь-август

директор лагеря

8

Участие в областной интернет-олимпиаде «Эко-эрудит», районном этапе республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности  «Энергия и среда обитания»

 8-11 классы

май 2024

 

Черняков И.В.

9

Участие в районном этапе республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон»

1-11 классы

сентябрь –ноябрь 2024

 

Черняков И.В., классные руководители

10

Участие в республиканской информационно-образовательной акции «Беларусь-энергоэффективная страна»:

диспут «Энергия и энергосбережение», урок-рассуждение «Быть бережливым-это значит…», информационные часы «Бережливость как образ жизни каждого человека», КВИЗ «Я, энергия и окружающая среда», выставка рисунков и др.

1-11 классы

 

1 раз в месяц

Классные руководители

11

Просмотр и обсуждение социальных видеороликов «Энергосбережение – гарантия светлого будущего».

5-11 классы

сентябрь

Классные руководители

12

Обновление классных уголков, информационных стендов «Береги энергию земли!»

1-11 классы

1 раз в месяц

Классные руководители

 

2.4.Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе

Дата выполнения: сентябрь 2023 - май 2024 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов ,

Количество участников: 80 человек                                                                 

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

ОТЧЕТ

по выполнении плана мероприятий по эффективности действий по энергосбережению в школе

Информацию по выполнению плана составляли учащиеся 10-11 классов. Над выполнением плана по сбережению тепла и электроэнергии работают учащиеся 1-11 классов.

С января по июнь 2024 года проводился мониторинг использования электроэнергии. Инициативная группа учащихся проводила рейды по контролю выключенного света на перерывах «ВЫКЛЮЧИ СВЕТ!». Согласно плану проводились информационные и классные часы на тему сохранения электроэнергии «Будем экономить и беречь», диспут «Энергия и энергосбережение», урок-рассуждение «Быть бережливым-это значит…», информационные часы «Бережливость как образ жизни каждого человека». В пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» были проведены следующие мероприятия: перекресток мнений «Умею ли я экономить», экологическая площадка «Планета Земля в опасности», игра-путешествие «Земля – наш общий дом». Осуществляется обновление классных уголков, информационных стендов «Береги энергию земли!».

  

С целью выявления интересов детей и уровень их представлений об энергии и энергопотреблении в январе 2024 года было проведено анкетирование «Знаете ли вы что такое энергосбережение?». В анкетировании приняли участие 70 человек, из них 25 обучающихся 1–4 классов, 45 -  5–11 классов. На вопрос анкеты: «Знаете ли вы что такое энергосбережение?» - больше положительных ответов дали учащиеся 5-8-х классов: 90% - знают и 10%-не знают. А учащиеся младших классов положительных ответов дали меньше: 75% -знают и 25% - не знают.

На вопрос анкеты: «Экономите ли вы дома электроэнергию?», утвердительно ответили 86% обучающихся и отрицательно – 14%.

На  вопрос: «Какие способы энергосбережения вы знаете?», учащиеся средних классов ответили:

1) «использование энергосберегающих лампочек» - 4%;

2) «выключают электроприборы» - 46%;

3) « выключают свет, уходя из дома» -50%.

А учащиеся младших классов ответили, что:

1) «не оставлять свет включенным» - 40%;

2) «выключать свет, уходя из дома» - 34%;

3) «не знают» ответили 26% учащихся.

Проанализировав данные анкеты,  сделали вывод, что обучающиеся начальных классов хуже информированы в вопросе энергосбережения и слабо разбираются в способах энергосбережения. Значит, необходимо регулярно проводить мероприятия с обучающимися по энергосбережению

 

Достижения учреждения образования в 2023 -2024 учебном году:

- руководитель по военно-патриотическому воспитанию Черняков И.В. принял участие в областном этапе ХVI республиканского конкурса «Энергомарафон». В номинации «Лучший педагогический работник по организации работы по воспитанию культуры ресурсе- и энергосбережения у обучающихся» получил Диплом 2 степени;

-  педагог-организатор Янушкевич А.А. заняла 1 место в открытом областном вокальном конкурсе «Энергохит»;

-  учащиеся 7 класса приняли участие в районном этапе областного конкурса «Моё будущее- безопасность труда моих родителей»- диплом 1 степени.

Публикация учителя географии Еремейчик А.П. «План-конспект урока по теме: «Воздействие деятельности человека на воды суши» опубликована https://pedportal.by/baza-materialov/geografiya/plan-konspekt-uroka-geografii-11-klass.

Публикация «Школьная бизнес компания как средство развития предприимчивости школьников» в Сборнике научных статей «Творческое развитие и саморазвитие личности студентов и учащихся», ГрГГ (Черняков И.В.)

   

 

Пункт 2.5Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Дата выполнения: март - апрель 2024 г.

Участники: учащиеся: 6-11 классов          

Количество участников: 226                                                       

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

Проведение мониторинга по расходу электрической энергии в домашнем хозяйстве учащегося 6 «Б» Добрук Алексея. Семья из 4 человек.

Учащийся снимал показания счетчика в одно и то же время, в 20.30, и записывал показания в таблицу.

Дни недели (каждый вечер)

Показания счетчика

Израсходовано энергии

Воскресенье

1020

 

Понедельник

1023

3

Вторник

1026

3

Среда

1030

4

Четверг

1033

3

Пятница

1036

3

Суббота

1042

6

Воскресенье

1049

7

Общий расход за неделю

 

29

На основании полученных данных можно сказать, что в выходные дни расход электроэнергии заметно вырос, так как все члены семьи большую часть времени проводят свободное время дома. Пользование бытовыми приборами (электродуховкой, стиральной машиной, утюгом, пылесосом) в выходные дни возрастает, что повышает расход электричества. Чтобы сэкономить энергию, часть работы, например уборку, можно делать вручную.

Динамика потребления электрической энергии за год на основании данных, полученных от родителей учащегося.

Месяц

Расход энергии

Месяц

Расход энергии

Январь

165

июль

145

февраль

155

август

145

март

142

сентябрь

140

апрель

135

октябрь

150

май

145

ноябрь

155

июнь

140

декабрь

165

В осеннее – зимний период показания использования электроэнергии вырастают в связи с отопительным сезоном (включаются приборы и оборудование для обогрева помещения).

Все приборы дома учащегося класса энергоэффективности  А и А+, что снижает расход электроэнергии по дому.

В освещении дома применены точечные светильники со светодиодными лампами, потребляющие заметно меньше энергии, чем обычные лампы накаливания. Кроме того используется местная подсветка отдельных зон (настольными лампами, торшерами), что также позволяет минимизировать расход энергии.

 

                         

Электроприборы подключены к сети через сетевые фильтры и потому не используют режим ожидания, если не включен фильтр.

 

При проведении оклейки стен предпочтение отдали обоям и покрытиям светлых тонов, так как они хорошо отражают свет и делают комнату светлее.

Семья проживает в частном доме, потому вопрос расходования тепла очень актуален. При проектировании дома использована технология «теплый пол», работа которой полностью автоматическая. Выставлен режим, который поддерживание температуру воздуха в будни с утра до вечера (когда дома только кошка и мышка) на уровне 17 градусов, а с 18:00 по 23:00 – на уровне 23 градусов.

Ночью температура снова опускается до 17, ведь все домашние спят, а в 5:00 дом прогревается до комфортных показателей температуры. Нужно помнить, что при наличии в комнате радиаторов, необходимо обеспечить свободное прохождение потоков воздуха к ним и от них, тогда система будет работать эффективно (никаких штор и придвинутой мебели возле батарей!). 

Чтобы сократить потери тепла, дом утеплен, оборудован холодным коридором, что эффективно препятствует проникновению ветра и холода сразу в дом.  

Памятка по экономии электроэнергии дома

  1. Уходя, гасите свет! (устранение излишнего освещения сокращает объёмы потребления электроэнергии).
  2. Уходя из дома, не оставляйте бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускайте длительного освещения пустых помещений.
  3. Замена двух ламп мощностью по 60 Вт на одну в 100 Вт уменьшает при той же освещённости потребление энергии.
  4. Реже пользуйтесь верхним светом: 40 Вт в настольной лампе вполне заменят 150 Вт под потолком.
  5. Наиболее рациональным является настольный светильник с шарнирами и гибким соединением и располагать его нужно так, чтобы свет падал с левой стороны.
  6. Замените лампы накаливания энергосберегающими лампами.
  7. Периодически протирайте электрические лампочки, плафоны от пыли и грязи. Грязь и пыль, скапливающаяся на них, могут снизить эффективность осветительного прибора.
  8. Следите за чистотой ваших окон. Грязные окна снижают естественную освещённость помещения.
  9. Не мешайте проникновению естественного света в помещение: не закрывайте без необходимости шторы днём, не заставляйте подоконники большими растениями.
  10. Применяйте светлую отделку стен: светлые стены отражают больше света, чем тёмные.
  11. Холодильник надо ставить в прохладном, хорошо проветриваемом помещении и размораживать не реже одного раза в год.
  12. Соблюдайте нормы загрузки белья в стиральной машине: в случае превышения этой нормы и при неполной загрузке барабана стиральной машины энергопотребление увеличивается.

 

Памятка для бережливых

 

 

Используйте энергосберегающие лампочки,

вместо ламп накаливания!

 

Используя электрочайник,

заполняйте его необходимым количеством воды. Своевременно удаляйте накипь!

 

Устанавливайте холодильник дальше от нагревательных элементов!

Оставляйте зазор между холодильником и стеной помещения минимум 15 см!

Не допускайте, чтобы корпус холодильника нагревался прямыми солнечными лучами!

Не ставьте горячую пищу в холодильник!

 

Выключайте свет в той части квартиры, в которой он на данный момент не нужен!

Уходя из дома, также гасите свет!

 

Используйте стиральную машину при полной загрузке!

 

Отражающие экраны, помещённые за радиаторы, сохраняют большое количество тепла!

 

Чтобы проветрить помещение, открывайте форточки на короткий срок, тогда воздух успеет смениться, но помещение не остынет!

 

Выключайте приборы, находящиеся в режиме ожидания, если вы ими не пользуетесь в данный момент! Так же выключайте из розетки зарядные устройства, если они не используются, так как они продолжают потреблять энергию!

 

Чтобы отказаться от обогревателей, утеплите окна и двери. Потери тепловой энергии через не утеплённые окна и двери колоссальны: через стёкла- 15%, через окна- 40%, через стены- 15%, через полы и потолки- 7%. 

Не закрывайте шторами и не загораживайте мебелью батареи центрального отопления.

Вытирайте пыль со светильников и следите за чистотой оконных стёкол

свернуть

Водоснабжение

Направление 3 «Водосбережение»

 

Пункт 3.1. Изучение потребления воды в учреждении образования за полугодие; изучение потребления воды за месяц.

Дата выполнения: ноябрь 2023

Участники: члены объединения по интересам «Юный эколог»; 7 «В» класс 

Количество участников: 35 человек

Ответственный педагогический работник: Шорбан Л.В.

Задание 1. Изучение потребления воды в школе за январь-ноябрь 2023 года.

На первом этапе участия в реализации проекта «Зеленые школы» из числа членов объединения по интересам «Юный эколог» и учащихся 7 «В» класса создана инициативная группа. С целью ознакомления с деятельностью образовательного проекта «Зеленые школы» по направлению «Водосбережение» с учащимися были проведены дополнительные беседы по темам: «Главные загрязнители Беларуси», «Водные артерии Беларуси». Затем участники инициативной группы получили индивидуальные задания по темам: «Загрязнение, мониторинг, состояние, способы очистки и сохранения водных ресурсов в Республике Беларусь», «Способы и методы экономии воды в домашних условиях».

 

Задание 2. Составить схемы расположения приборов учета воды, мест потребления воды в школе. На плане школы нанести расположение основных мест потребления воды.

Члены инициативной группы с заместителем директора по  хозяйственной деятельности провели экскурсию по учреждению с целью изучения мест водопотребления воды в учреждении, расположения оборудования по учёту расхода воды (счетчиков). В результате была составлена картосхема мест водопотребления и учета расходования воды. На плане школы нанесение расположения основных мест потребления воды.

 

Рисунок 1 – Схема расположения приборов потребления воды на первом этаже

Рисунок 2 – Схема расположения приборов потребления воды на втором этаже

Рисунок 3 – Схема расположения приборов потребления воды на третьем этаже

На следующем этапе учащиеся проанализировали расход воды за январь–ноябрь 2023 года в школе: в столовой, в санузлах. Сведения были предоставлены инициативной группе заместителем директора по хозяйственной части. Проанализировав данные учёта потребления воды, инициативная группа в составила графики и выявила причины большего или меньшего расхода воды в каждом направлении.

Места потребления воды:

                       Фото 1                                             Фото 2                                                 Фото 3

 

Показатели потребления воды

за январь-ноябрь 2023 года:

Январь

225 м3

Февраль

270 м3

Март 

265 м3

Апрель

286 м3

Май

360 м3

Июнь

173 м3

Июль

225 м3

Август

216 м3

Сентябрь

363 м3

Октябрь

467 м3

Ноябрь

397 м3

 

 

Пункт 3.2. Провести анализ ситуации по эффективному использованию воды в школе.

Дата выполнения: Ноябрь 2023 – декабрь 2023

Целевые группы: 8-9 классы

Количество участников: 36 человек

Ответственный педагогический работник: Шорбан Л.В.

Задание 1. Провести анализ ситуации по использованию воды в школе.

В результате проведенного анализа потребления воды была дана точная оценка эффективности использования воды в школе, учащимися было обнаружены места, где вода используется не рационально. Об этом было доведено до сведения администрации. В результате был составлен план действий по сбережению воды в учреждении образования Ремонт и замена повреждённого оборудования водоснабжения, установка приборов учета воды включены в план действий по сбережению воды. План согласован с администрацией, доведён до сведения педагогов, хоз. служб, обучающихся.

  1. Анализ потребления воды показал, что самый большой расход воды наблюдается в школьной столовой (приготовление пищи, мытье посуды);
  2. Основным источником потерь воды является плохо закрытые краны;
  3. Больше всего горячей воды потреблялось в октябре и сентябре. Холодной воды больше всего потреблялось в декабре. В целом воды больше всего потреблялось в декабре, меньше – августе. В каникулярное время потребление воды уменьшается.

С результатами анализа потребления воды в школе были ознакомлены администрация школы, заместитель директора по хозяйственной части, учащиеся школы, составлен план действий по сбережению воды в школе на год

План согласован с руководством учреждения образования, размещен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования.

Были разработаны памятки по водосбережению в учреждении образования, они были вывешены в местах пользования водой и распространены по классам.

  

 

 

  Задание 2. Составить план по рациональному использованию воды в школе

План действий

по рациональному использованию воды в школе

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1

Проведение осмотра системы водоснабжения

ежемесячно

Зам. директора по административно-хозяйственной работе

2

Анализ водопотребления в учреждении образования

ежемесячно

Шорбан Л.В.

3

Проведение разъяснительной работы с учащимися и их родителями по вопросам экономии воды

на протяжении года

Шорбан Л.В.

4

Проведение разъяснительной работы с техническим персоналом по рациональному использованию воды в период работы

Ремонт и замена повреждённого оборудования водоснабжения, установка приборов учета воды.

на протяжении года

Зам. директора по административно-хозяйственной работе

5

Размещение табличек «Экономьте воду», «Берегите воду» в местах пользования водой

на протяжении года

Шорбан Л.В., учащиеся 8-9 классов

6

Проведение цикла занятий с учащимися «Вода в нашей жизни»

1 раз в четверть

классные руководители 1-11 классов

7

Проведение конкурса рисунков «Берегите воду»

1 раз в четверть

классные руководители 1-4 классов

 

 

Пункт 3.3. Выполнить план по рациональному использованию воды. Провести мониторинг эффективности действий.

Дата выполнения: Январь - май 2024

Целевые группы: 1-11 классы

Количество участников: 636 учащихся

Ответственный педагогический работник: Шорбан Л.В., классные руководители и руководители дополнительного образования 

  1. Проведение цикла занятий с учащимися «Вода в нашей жизни»;
  2. Регулярное проведение аудита потребления воды в школе;
  3. Регулярное проведение рейд - проверок исправности кранов, водопроводных труб;
  4. Контроль за устранением неисправностей водопроводных труб и кранов
  5. Проведение конкурса рисунков «Берегите воду».

 

Памятка по рациональному использованию воды в школе

Пункт 3.4. Провести изучение потребления воды дома

Дата выполнения: Май 2024

Целевые группы: 6-9 классы

Количество участников: 112 человек

Ответственный педагогический работник: Шорбан Л.В., классные руководители 6-9 классов

 

Задание 1. Результаты изучения потребления воды дома

Расход воды в семьях, где нет счетчика на воду.

Таблица 1

Фамилия и Имя

Кол-во людей в семье

Расход воды в день на одного человека (л)

Расход воды в день на семью (л)

Расход воды в месяц на семью (м3)

1

Голиченкова Анастасия

4

140

560

21

2

Жвалевский Илья

2

140

280

8,4

3

Врублевская Ульяна

3

140

420

12,6

 

 

Расход воды в семьях, где установлены счетчики на воду.

Таблица 2

Фамилия и Имя

Кол-во людей в семье

Расход воды в день на одного человека (л)

Расход воды в день на семью (л)

Расход воды в месяц на семью (м3)

1

Билевич Тимур

3

80

240

7,2

2

Наливайко Александр

3

73

219

6,57

 

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что в семьях, где счетчики воды не установлены, плата за воду берется из расчета 140 литров на человека, а где счетчики на воду есть - из фактического расхода воды. Так среднестатистическая семья из 3 человек потребляет воды в 1,8 раза меньше, чем семья, где нет счетчиков. Счетчики помогают контролировать расход воды, использовать ее экономнее.

 

Задание 2. Разработать памятки по рациональному использованию воды дома

свернуть

Обращение с отходами

Направление 4. «Обращение с отходами»

Пункт 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

Дата выполнения: ноябрь 2023

Участники: учащиеся 1-11 классов, законные представители, педагоги

Количество участников: 632

Ответственный педагогический работник – Хильмончик А.И., Путята А.В.

Задание 1. Для изучения состава образующихся в учреждении образования отходов и анализа источников их образования была создана творческая группа, в состав которой вошли учащиеся 7, 8 и 11 классов и учитель информатики Путято А.В.

 

 

             Творческой группа создала эмблему своего направления.

Задание 2. Творческой группой были разработаны вопросы анкеты. Учителем информатики проведен онлайн-опрос в 7-11 классах в чат-боте "Бытовые отходы".

https://t.me/survey_sh_2_bot

В анкетировании приняли участие 75 учащихся 7-11 классов, 31 законных представителей учащихся, работников школы -29.

 Результаты опроса показали, что не все сортируют бытовые отходы. Многие не знают о сортировке, о проблемах в регионе, мало владеют информацией о бытовых отходах.

Результаты по каждому вопросу представлены в виде диаграмм.

1. Как часто вы выбрасываете мусор?

2. Сортируете ли вы мусор перед его выбросом?

3. Какие виды материалов вы обычно сортируете?

4. Используете ли вы товары с минимальной упаковкой или предпочитаете продукты с избыточной упаковкой?

5. Знаете ли вы, какие материалы могут быть переработаны в вашем регионе?

6. Считаете ли вы себя информированным о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами?

7. Какие методы утилизации бытовых отходов доступны в вашем регионе?

8. Поддерживаете ли вы программы по уменьшению объема бытовых отходов, такие как переработка и вторичное использование товаров?

9. Практикуете ли вы утилизацию батареек и других вредных отходов?

10. Какие проблемы с управлением бытовыми отходами, по вашему мнению, наиболее важны для вашего региона?

 

Задание 3. Творческой группой учащихся проведено анкетирование среди учащихся 3-11 классов и их родителей «Знаете ли вы что-нибудь о сортировке отходов?».

Творческая группа проанализировала результаты анкеты

 В ходе опроса была составлена диаграмма

 

5. В каждом классе установлены специальные коробки для сбора макулатуры.

Задание 4. Творческой группой учащихся проведено изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализированы источники их образования.

Участники творческой группы определили основные источники отходов, образующихся в школе:

1. Упаковочные материалы от чипсов, конфет, печенья, соков, сухариков и т.д.;

2.Пластиковые бутылки от напитков, ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей, одноразовые стаканчики т.д.;

3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы, отходы цветной бумаги, использованные бумажные полотенца, салфетки;

4. Пищевые отходы (огрызки яблок, кожура бананов, остатки пищи);

5. Металлические крышки;

6. Стеклянные банки от пищевых продуктов;

7. Обрезки ткани;

8. Обработка древесных материалов на уроках труда.

 

Задание 5. Разработка ПАМЯТКИ «Как правильно сортировать мусор»

БУМАГА: газеты, журналы, проспекты, картонная и другая бумажная упаковка, бумажные пакеты, фантики, салфетки и т.д. Упаковка должна быть сухой и не содержать остатков пищи.

ПЛАСТИК: одноразовая посуда, ПЭТ-бутылки (предварительно сжав её), пластиковые тюбики и баночки от косметики, пластиковые коробки от тортов и других пищевых продуктов, полиэтиленовую плёнку, пластиковые канистры, упаковку от чипсов и т.д. Упаковка должна быть не загрязнённой, без остатков пищевых продуктов.

СТЕКЛО: пустые стеклянные бутылки, стеклянные банки.

МЕТАЛЛ: различные металлические предметы

БАТАРЕЙКИ - опасные отходы, содержащие ртуть, никель, кадмий, свинец, литий и марганец! 

Для раздельного сбора мусора не подходят:

обои с водозащитными плёнками, фотобумага, упаковка «Тетра Пак» (соки, молоко), полиэтиленовая упаковка от сметаны, молока, кефира, скотч, подгузники, пластмассовые игрушки или предметы обихода, пищевые отходы, оконное и мебельное стекло, лампочки, зеркала, термостойкая посуда для СВЧ, хрусталь.

Пункт 4.2. Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

Дата выполнения: март 2024

Участники: учащиеся 1-11 классов 

Количество участников: 635 человек.

Ответственный педагогический работник – Хильмончик А.И., классные руководители, библиотекарь, руководители дополнительного образования

Задание 1. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Мероприятие

участники

 

сроки проведения

ответственные

Часы информирования «История об отходах»;

«Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»

 

1-4 классы

5-11 классы

1 четверть 2024/2025 уч.г.

Классные руководители

Информационные пятиминутки

 «Жить, чтобы экономить, или экономить, чтобы жить?»;

«Опасная батарейка»

 

8-11 классы

 

1-7 классы

2 четверть 2024/2025 уч.г.

Классные руководители

Беседа

«Доходы из отходов»

6-8 классы

3 четверть 2024/2025 уч.г.

Классные руководители

Викторина                              

«Золотые россыпи помоек»

9-10 классы

4 четверть 2024/2025 уч.г.

Классные руководители

Кинолекторий «Отходы - в доходы»

2-5 классы

ноябрь 2024

Классные руководители

Конкурс поделок «Вторая жизнь отходов»

1-4 классы

сентябрь

Классные руководители

Конкурс поделок «Прекрасное из ненужного»

5-7 классы

октябрь

Классные руководители

Участие в республиканской акции «Собери макулатуру – сохрани дерево!»

1-11 классы

сентябрь-август

Педагог-организатор

Акция «Кто больше?» по сбору пластика

1-11 классы

сентябрь-октябрь

Педагог-организатор

Акция по сбору отработанных элементов питания «Обменяй батарейку на орешек»

5-11 классы

сентябрь-август

Педагог-организатор

Акция по сбору пластиковых крышек

1-11 классы

сентябрь-август

Педагог-организатор

Проведение трудовых десантов по уборке территории от мусора, листьев, травы

7-11 классы

октябрь, апрель

Классные руководители

Разработка и распространение памяток по минимизации отходов, образующихся в школе и дома

9-10 классы

январь

Классные руководители

Задание 2. Организовать экскурсию на Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов.

19 марта учащиеся ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» посетили КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов». Директор завода Андреевский Вячеслав Станиславович провёл для учащихся познавательную экскурсию. По словам Вячеслава Станиславовича, на сегодняшний день Гродно является лидером в области и стране по извлечению вторичного сырья из мусора. Раньше все отходы отправлялись прямиком на полигон. Сейчас же все отходы, собранные в городе Гродно и Гродненском районе, направляются на КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов». Здесь они проходят ручную и автоматическую сортировку. Большая часть отправляется на переработку. Учащиеся узнали о том, что на заводе реализуется проект по производству RDF-топлива, есть собственное производство тротуарной плитки, обшивки для фундамента, экопарковки и бордюрного камня. Ссылка на новость школы.

 

 

 

 

Задание 3. Организовать питьевой режим в учительской школы, не используя пластиковую посуду.

Для организации питьевого режима в учительской был установлен кулер для воды.

 

Задание 4. Организовать и провести акцию "Сдай макулатуру - спаси дерево".

 В каждом классе установлены специальные коробки для сбора макулатуры.

Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

Дата выполнения: апрель –май  2024 года

Участники: учащиеся 8,10 классов, законные представители учащихся

Количество участников: 212 чел

Ответственные педагогические работники: Хильмончик А.И., классные руководители

Задание 1. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.

Все учащиеся проводили исследование количества утилизируемых отходов методом взвешивания и математических расчетов. В эксперименте приняло участие 57 семей. Каждая семья тщательно сортировала и собирала мусор в различные пакеты/коробки:

ü     бумага (газеты, журналы, упаковки, коробки);

ü     пищевые отходы (очистки, яичная скорлупа, кости, остатки еды);

ü     стекло (банки, бутылки, посуда, керамика);

ü     пластмасса (упаковки, бутылки, крышки, пакеты);

ü     металл (консервные банки, металлические крышки, алюминиевые банки);

ü     другие отходы (одежда, игрушки, резина, дерево).

Взвешивание проводилось ежедневно вечером в течение недели. Подсчитали общее количество мусора за день, за неделю, за месяц и год. Подсчитали процентную долю пищевых отходов, бумаги, металла, стекла, пластмассы и др. отходов.

Мы выбрали для примера три семьи и провели оценку количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из четырёх человек за неделю. 

Количество и состав мусора семьи № 1

Дни недели

Пищ. отходы

Бумага

Металл

Пласт- масса

Стекло, керамика

Другие отходы

Всего в день

1. Понедельник

90

300

100

95

140

80

805

2. Вторник

250

75

160

70

350

35

940

3. Среда

370

50

200

115

-

50

785

4. Четверг

120

105

70

80

950

45

1370

5. Пятница

660

70

130

40

60

35

995

6. Суббота

70

35

-

75

500

60

740

7. Воскресенье

400

100

65

160

-

95

820

Всего

1960

735

725

635

2000

400

6455

Процентная доля

30,4%

11,4%

11,3%

9,8%

31%

6,2%

100%

 

Общий вес отходов за неделю – 6455 гр., за месяц: 6455х 4 = 25820 гр., за год: 25820х12 = 309840 гр. Мы видим, что в мусорной корзине больше всего стекла и пищевых отходов. Практически одинаковое количество мусора по весу из бумаги и металла.

Количество и состав мусора семьи № 2

Дни недели

Пищев. отходы

Бумага

Металл

Пласт- масса

Стекло, керамика

Другие отходы

Всего в день

1. Понедельник

500

30

15

10

900

200

1655

2. Вторник

250

25

10

20

100

50

455

3. Среда

500

15

-

100

300

-

915

4. Четверг

220

50

-

150

70

25

515

5. Пятница

400

30

10

20

-

900

1360

6. Суббота

520

35

-

-

50

-

605

7. Воскресенье

450

160

-

150

100

-

860

Всего

2840

345

35

450

1520

1175

6365

Процентная доля

44,6%

5,4%

0,5%

7,1%

24,9%

18,5%

100%

Общий вес отходов за неделю – 6365 гр., за месяц – 25460 гр., за год – 305520 гр. В мусорной корзине второй семьи больше всего пищевых отходов. Металла, пластмассы, бумаги в мусоре незначительное количество.

Количество и состав мусора семьи № 3

Дни недели

Пищев. отходы

Бумага

Металл

Пласт- масса

Стекло, керамика

Другие отходы

Всего в день

1. Понедельник

50

200

30

50

200

-

530

2. Вторник

20

90

-

90

300

40

540

3. Среда

50

120

-

110

20

100

400

4. Четверг

80

250

10

20

-

70

430

5. Пятница

30

270

20

60

100

-

480

6. Суббота

50

60

50

140

120

50

470

7. Воскресенье

100

40

10

100

200

70

520

Всего

380

1030

120

570

940

330

3370

Процентная доля

11,3%

30.6%

3,6%

17%

27,9%

9,8%

100%

Общий вес отходов за неделю – 3370 гр., за месяц – 13480 гр., за год – 161760 гр. Больше всего в третьей семье выбрасывались бумага и стекло. Эта семья живет в частном секторе, поэтому количество пищевых отходов мало, т.к. используется на корм домашних животных и получение компоста.

 

Процентный состав ТБО :

 

·

31,8%

Пищевые отходы

·

25%

Стекло

·

17%

Другие отходы

·

11,2%

Бумага

·

10,4%

Пластмассы

·

4,5%

Металл

            Задание 2. Разработать рекомендации по уменьшению количества отходов

· Выбрасывайте мусор только в контейнеры. Обязательно необходимо сортировать мусор (стекло, бумага, пластик). Таким образом, вы сможете вернуть немного денег и помочь окружающей среде! Переработка отходов может сберечь до 90% энергии и ресурсов, которые понадобились для производства нового изделия.

· Бумагу, картон можно использовать для творчества: изготовить бумагу ручной работы из старых тетрадей, сделать открытки, шкатулки, игрушки.

· Пластик практически не разлагается, поэтому его обязательно нужно использовать повторно.

· Отработанные батарейки необходимо выбрасывать в специализированные урны.

· Старайтесь не покупать одноразовых предметов - бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок и салфеток. Все они лишь увеличивают количество мусора.

· При возможности, пищевые отходы можно использовать для подкормки животных, или использовать для получения компоста.

· Ненужные вещи (одежду, обувь, игрушки) не выбрасывать, а отдать нуждающимся людям.

свернуть

Качество атмосферного воздуха

Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

 

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов

Количество участников: 24 человека

Ответственный педагогический работник: Анисимова Д.И.

Содержание работы:

 В ноябре 2023 учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю.Саяпина г. Гродно» рассмотрели основные методы биоиндикации для оценки состояния окружающей среды; изучили литературу по использованию данной методики для оценки состояния атмосферного воздуха. Так же сделали вывод о преимуществах использования методов биоиндикации в оценке загрязнения атмосферного воздуха:

  1. С помощью биоиндикаторов можно обнаружить места скопления в экологических системах различного рода загрязнений;
  2. Только по биоиндикаторам можно судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы;
  3. В условиях хронической антропогенной нагрузки биоиндикаторы могут реагировать на очень слабые воздействия в силу аккумуляции дозы;
  4. Применение биоиндикации является недорогостоящим и нетрудоемким. Живые организмы постоянно присутствуют в окружающей среде и реагируют на кратковременные и залповые выбросы токсикантов.

В качестве биоиндикаторов атмосферного воздуха нами были выбраны лишайники, которые и будут рассмотрены на следующих этапах нашей работы.

Задание 1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

Учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» изучили степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне нашего учреждения. Для этого мы выбрали площадку для исследования, включающую 10 деревьев одного вида примерно одного возраста и размера, изготовили прозрачную сетку из полиэтилена в виде квадрата 20х20 см и приложили прозрачную сетку плотно к стволу дерева на высоте 0,3 – 1,3 м. Затем подсчитали количество квадратов с лишайниками и количество всех видов лишайников под прозрачной сеткой.

Задание 2. Оценить качество воздуха в микрорайоне учреждения образования

С помощью таблицы «Шкала качества воздуха по проективному покрытию лишайниками стволов деревьев» (таблица 1) оценили качество воздуха, используя средние значения (по 10 деревьям) числа видов лишайников, степени покрытия и общего количества лишайников на каждом исследуемом дереве.

Степень покрытия

Число видов

Число лишайников доминантного вида

Степень загрязнения

Более 50 %

Более 5

Более 5

6-я зона

Очень чистый воздух

3-5

Более 5

5-я зона

Чистый воздух

2-5

Менее 5

4-я зона

Относительно чистый воздух

20-50 %

Более 5

Более 5

Более 2

Менее 5

3-я зона

Умеренное загрязнение

Менее 20 %

3-5

Менее 5

2-я зона

Сильное загрязнение

0-2

Менее 5

1-я зона

Очень сильное загрязнение

По итогам данного анализа мы сделали следующие выводы:

  1. Благодаря методам биоиндикации можно быстро и достаточно качественно получить информацию о степени загрязненности атмосферного воздуха;
  2. Методом биоиндикации учащиеся обнаружили, что атмосферный воздух микрорайона ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» относится к относительно чистому воздуху.

 

Задание 5.2. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Дата выполнения: ноябрь 2023 г. - май 2024г.

Целевая группа: учащиеся 10-11 классов.

Количество участников: 42 человека

Ответственный педагогический работник: Янушкевич А.А., педагог-организатор.

Задание 1. Определить основные причини загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Инициативной группой учащихся была проанализорована литература об источниках загрязнения атмосферного воздуха на территории г.Гродно и микрорайона школы. В черте города Гродно размещаются:

4 предприятия 1 класса опасности: ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Гродно Азот», ГП «Гродненская птицефабрика»;

1 предприятие 2-го класса опасности: ОАО «КСМ»;

2 предприятия 3-го класса опасности: ОАО «Гродненская табачная фабрика» «Неман», РУП «Гродненское производственное кожевенное объединение», которые размещены непосредственно в пределах сложившейся жилой застройки. Остальные предприятия относятся к 4-му и 5-му классам опасности.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха г.Гродно являются предприятия производства минеральных удобрений, теплоэнергетики, стройматериалов и автотранспорт.

Контроль за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Гродно осуществляется на 4 стационарных постах Гроднооблгидромета по 8 веществам (SO2, NН3, СО, окислы азота, формальдегид, твердые частицы), а так же ежемесячно лабораторией ГУ «Гродненский объединённый центр гигиены, эпидемиологии и охраны здоровья» в контрольных точках. Оценка

качества атмосферного воздуха проводится по данным стационарных постов в сравнении с ПДК среднесуточными, а данных ежемесячных замеров – ПДК максимально-разовым.(Отчётные данные ГУ «Гродненский объединённый центр гигиены, эпидемиологии и охраны здоровья»)

Изучив данные из информационных источников и по картам, принимая во внимание собственный опыт, мы пришли к выводу, что в микрорайон школы представляет собой жилую застройку, район города, в котором располагаются: производственное предприятие  Гродноторгмаш, Гродненский зоопарк, железнодорожная станция, детский сад, круглосуточный  магазин «Евроопт» и другие.

Самым главным источником загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне является транспорт. Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации. Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причем именно человек играет все большую роль в загрязнении атмосферы. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств. Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль

В ноябре 2023 учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» рассмотрели основные причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне нашей школы:

  1. нахождение учреждения образования в непосредственной близости от дороги;
  2. нахождение вблизи учреждения Гродненского районного культурно-информационного центра, посещаемого на протяжении года служебными и личными автотранспортными средствами;
  3. близкое расположение продуктового гипермаркета «Евроопт», который на протяжении года посещается личными автотранспортными средствами.

Были выявлены и положительные моменты в отношении состояния качества атмосферного воздуха:

  1. на территории учреждения произрастают деревья;
  2. на территории школы высажены различные многолетние и однолетние растения.

Задание 2. Разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

На основе анализа литературы и проведенных исследований были составлены рекомендации по минимизации загрязнения атмосферного воздуха:

  • Для поездок использовать велосипед
  • Пешие прогулки
  • Пользоваться общественным транспортом вместо личного автомобиля
  • При использовании личного автомобиля обращать внимание на тип топлива, расход
  • Переходить на использование электромобилей
  • Увеличить высадку зеленых насаждений на территории школы
  • Принимать участия в экологических мероприятиях: День Земли, День без автомобиля, Неделя леса, велопробеги, Дерево героя, акции по озеленению микрорайона

 

        Задание 5.3. Разработать план действий по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

        Дата выполнения: декабрь - май 2023 г.

        Участники: учащиеся 10-11 классов

        Количество участников: 48 человек

        Ответственный педагогический работник: Анисимова Д. И.

Задание 1. Разработать план действий по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

План действий

по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Проведение анкетирования «Причины загрязнения атмосферного воздуха»

Январь 2024 г.

Анисимова Д.И.

2.

Создание и размещение памяток по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

Январь 2024 г.

Анисимова Д.И.

3.

Проведение акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

Январь 2024 г.

Классные руководители

4.

Проведение информационных мероприятий «Как сохранить чистоту воздуха?»

Февраль 2024 г.

Анисимова Д.И.

5.

Организация посадки кустарников, цветочных культур в ходе проведения озеленения пришкольной территории

Апрель-май 2024 г.

Анисимова Д.И,  Гапоник А.З.

6.

Проведение внеклассных мероприятий по химии «Оксид углерода (IV)

Март 2024 г.

Анисимова Д.И.

 

Задание 2. Принять меры по озеленению территории школы с целью минимизации загрязнения атмосферного воздуха.

С декабря 2023 по май 2024 года были проведены следующие мероприятия по реализации плана: исследования по оценке чистоты атмосферного воздуха в районе школы, акция Час Земли, участие в республиканском субботнике, мероприятия по благоустройству территории учреждения образования, посажены саженцы 30 туй, 15 яблонь. Учащимися были разработаны памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха и распространены в микрорайоне учреждения образования.

           

                           

 

 

свернуть

Информационно-экологические мероприятия

Направление 6 «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

 

Пункт 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал

Дата выполнения: Ноябрь 2023г.

Участники: учащиеся 5-9 классы 

Количество участников: 420

Ответственные педагогические работники: Еремейчик А.П., Янушкевич А.А.

Задание 1. Оформить выставку рисунков "Энергия нашего дома"

Выставка "Энергия нашего дома" посвящена актуальной теме рационального использования и экономного расходования природных энергетических ресурсов

 

 

Задание 2. Подготовить и разместить в общедоступных местах памятки по рациональному использованию электроэнергии.

Учащиеся подготовили наглядный природоохранный информационный материал:

 - Буклеты «Сохрани природу родного края» - 25 шт.,

 - Памятки по экономии энергоресурсов - 25 шт.,

 - Памятки по экологической грамотности- 25 шт.,

Все листовки были распространены на территории нашей школы и микрорайона.

 

 

 

 

 

Пункт 6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 8-11 классов

Количество участников: 186

Ответственные педагогические работники: Еремейчик А.П., Янушкевич А.А.

Задание 1. Подготовка памяток, буклетов, содержащих информацию по энергосбережению, экологической грамотности и буклетов по охране окружающей среды.

В ходе составления памяток и буклетов были рассмотрены основные факторы загрязнения окружающей среды.

Мы хотим, чтобы люди больше узнали о правильном обращении с электроэнергией и не только, сократили при этом расходы, но и сохранили окружающую среду от разрушения, ведь чем мы рациональнее расходует электричество, тем меньше расходуем  драгоценные запасы сырья.

 

Задание 2. Размещение памяток, буклетов и листовок на школьном сайте, школьных информационных стендах.

 

Задание 3. Акция "Береги природу" (совместная уборка территории учреждения образования)

На территории «Средней школы № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» проходила акция "Береги природу". В ходе проведения акции, учащиеся навели порядок, подгребли опавшие листья и вынесли для утилизации.

 

Задание 4. Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево».

Для сохранение природных ресурсов, в школе организована акция «Сдай макулатуру – спаси дерево».

Задание 5. Создание видеоролика «Мы и наша Планета»

Учащимися 5-х классов был создан видеоролик «Мы и наша Планета»

Смотреть

 

Пункт 6.4. Провести практические экологические акции привлечением местного населения и осветить их в СМИ.

Дата выполнения: Январь 2024г.

Участники: учащиеся 6-11 классов 

Количество участников: 342

Ответственные педагогические работники: Еремейчик А.П., Янушкевич А.А.

Задание 1. Акция «Чистый двор, чистый дом».

Учащиеся школы провели акцию «Чистый двор, чистый дом». Ребята помогли очистить территорию школы от снега.

  

Задание 2. Конкурс рисунков «Сохраним планету вместе».

Учащиеся 6-х классов приняли участие в конкурсе рисунков «Сохраним планету вместе». В ходе выполнения задания были обсуждены направления охраны окружающей среды.

 

Задание 3. Акция «Скажем нет пластиковой бутылке». 

В нашей школе многие учащиеся обучаются спортивных классах. Они уже активно используют многоразовые бутылки для воды.  Своим примером ребята призывают и других учащихся участвовать в этой акции.

Задание 4. Акция «Крышечки»

 

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: