Направление 2. «Энергосбережение»
Пункт 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе
Дата выполнения: октябрь 2023
Участники: учащиеся 10-11 классов
Количество участников: 59 человек
Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.
Задание 1. Провести вводное занятие по теме «Аудит использования электроэнергии».
С учащимися 10 класса проведено вводное занятие.

Задание 2. Создать рабочие группы обучающихся, которые будут проводить изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.
Инициативной группой учащихся 11 класса осуществлено изучение температурного режима в учреждении образования. Температура во всех помещениях соответствует требованиям, все помещения оснащены бытовыми термометрами, необходимый воздушно-тепловой режим обеспечивается проветриванием помещений.

Задание 3. Собрать первичную информацию и анализ потребления электрической энергии за 2022, 2023 годы (изучение документации по учету потребления электроэнергии за 2022, 2023 годы).
Содержание работы:
1. Изучено потребление энергии в учреждении образования за 2022, 2023 годы.
Анализ расхода электроэнергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы
|
2022
|
2023
|
|
январь
|
8824
|
9452
|
+7
|
февраль
|
8606
|
10026
|
+16,5
|
март
|
8202
|
9254
|
+12,8
|
апрель
|
8465
|
8098
|
-4.4
|
май
|
7125
|
7081
|
-0,7
|
июнь
|
4000
|
1209
|
-30,2
|
июль
|
510
|
4208
|
+8,26
|
август
|
518
|
637
|
+22,9
|
сентябрь
|
8950
|
7445
|
-16,1
|
октябрь
|
10360
|
9178
|
-11,5
|
ноябрь
|
9395
|
8742
|
-7
|
декабрь
|
10565
|
8818
|
-17
|
ИТОГО
|
85270
|
83960
|
-1
|
Вывод: минимальное количество энергии тратится в летние месяцы. Это связано с тем, что больше продолжительность дня и тем самым меньше используется освещение в учебных кабинетах и коридорах.
Максимальное потребление электроэнергии - 44,1% приходится на пищеблок, 42,6% - на освещение, 12,3% - на компьютеры, меньше 1% - на другое: демонстрация опытов и экспериментов в кабинете физики, мультимедиа и т. д.
2. Проведена беседа с заместителем директора по хозяйственной работе Ширковцом И.М. по вопросам энергопотребления в школе.

Задание 4. Определены основные приборы здания школы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.
Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе
№ п/п
|
Название электроприборов
|
Мощность, (Вт)
|
Коли-чество
|
Режим работы
|
Место расположения
|
1.
|
Электроплита
|
17 000
|
1
|
8.30 – 13.00, 14.30 – 16.00
|
Столовая
|
2.
|
Бойлер
|
1500
|
1
|
Постоянно
|
Столовая
|
3.
|
Холодильник
|
130
|
1
|
Постоянно
|
Столовая
|
4.
|
Компьютеры
|
220
|
28
|
8.00 – 19.30
|
Кабинеты информатики, кабинет директора, секретарь, кабинет заместителей директора, кабинет инженера-программиста, учебные кабинеты
|
5.
|
Электроутюги
|
1300
|
3
|
2 ч в неделю
|
Кабинет труда
|
6.
|
Швейная машина
|
90
|
2
|
2 ч в неделю
|
Кабинет труда
|
7.
|
Аверлок
|
|
1
|
0,5 ч в неделю
|
Кабинет труда
|
10.
|
Мультиборд
|
120
|
1
|
3 ч в неделю
|
кабинет №10
|
11.
|
Лобзик ручной электрический
|
100
|
1
|
2 ч в неделю
|
Кабинет труда
|
12.
|
Станок заточной электрический
|
150
|
1
|
1 ч в неделю
|
Кабинет труда
|
Пункт 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе
Дата выполнения: январь 2024 г.
Участники: учащиеся 10-11 классов
Количество участников: 63 человека
Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.
Задание 1. Провести вводное занятие на тему «Актуальность теплового аудита».
В январе 2024 г с учащимися 10-х классов было проведено вводное занятие на тему «Актуальность теплового аудита».

Задание 2. Собрать первичную информацию и провести сравнительный анализ расходования тепловой энергии за 2022, 2023 г. (изучение документации по учету тепловой энергии за 2022, 2023 г.).
Анализ расхода тепловой энергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы
|
2022
|
2023
|
|
январь
|
79,7
|
73,37
|
-8
|
февраль
|
61
|
70,96
|
+16
|
март
|
59,6
|
62,35
|
+4,6
|
апрель
|
37,6
|
19,44
|
118,16
|
май
|
2,8
|
3,1
|
+10,7
|
июнь
|
0,2
|
0,7
|
+35
|
июль
|
0
|
0,75
|
+0,75
|
август
|
0
|
0
|
0
|
сентябрь
|
6
|
1,74
|
-4,26
|
октябрь
|
26,26
|
25,8
|
-1,8
|
ноябрь
|
63,74
|
66
|
+5
|
декабрь
|
85,5
|
75
|
-12
|
ИТОГО
|
416,9
|
398,9
|
|
Задание 3. Обследовать здание учреждения образования и определить места потери тепла.
В сентябре – октябре 2023 г учащимися ГУО «Средняя школа№ 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» на тематических занятиях учебной бизнес-компании «НАШЕ ДЕЛО» под руководством Чернякова И.В., была разработана оригинальная упрощенная методика по проведению энергоаудита в зданиях учреждений образования силами педагогов и учащихся.
Методика позволяет без значительных материальных затрат проводить в учреждениях образования как комплексное энергетическое обследование с разработкой по результатам энергоаудита «Плана мероприятий энергосбережения УО», так и в виде нескольких отдельных проектов: «Ищем теплопотери», «Экономим электроэнергию», «Энергоэффективная школа».

Энергоаудит школы позволяет не только найти источники энергопотерь и улучшить теплоснабжение зданий школы, но и сократить лишние затраты на коммунальные услуги.
Снижение затрат и улучшение показателей теплоснабжения не единственные результаты энергетического обследования в школах.
Энергоаудит образовательного учреждения позволяет:
- получить объективные данные о существующих расходах энергоресурсов. Это необходимо как для расчета энергетического баланса, так и для разработки индивидуального плана мероприятий по энергосбережению и оценки потенциала энергосбережения в школе.
- снизить расходы на энергоресурсы в школе без потери в температурном и функциональном комфорте (когда в школе тепло, светло, уютно, но траты на энергию намного ниже).
В энергоаудит школы могут быть включены все или часть из нижеперечисленных работ:
- Визуальное обследование зданий учреждений образования.
- Исследование пунктов наиболее вероятных тепло- и энергопотерь (неэнергоэффективные окна, отсутствие теплоотражающих экранов за радиаторами отопления, неэнергосберегающие лампы накаливания, неэнергоэффективные электрические приборы)
- Проверка работы приборов учета.
- Замеры расхода электроэнергии на силовую нагрузку и системы освещения, расчет потерь.
- Анализ системы водоснабжения, водоотведения (проводятся расчеты и замеры для определения нормативного и фактического потребления).
- Анализ показателей энергопотребления по школе.
В октябре 2023 г в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» в рамках тематических занятий в шестой школьный день силами учащихся был проведен 1 этап энергоаудита здания школы по оригинальной упрощенной методике.
Юные энергоаудиторы шаг за шагом, следуя разработанной Методике, собирали первичную информацию, анализировали энергоэкоономические показатели школьного здания, искали места наиболее вероятных потерь тепло- и электроэнергии.

Так, в процессе энергоаудита учащимися школы под руководством автора проекта было выявлено:
- 16 % ламп освещения – не энергоэффективны
- датчики движения в местах общего пользования отсутствуют
- 4 подтекающих крана водоснабжения
- за 142 радиаторами отопления нет теплоотражающих экранов
Задание 4. Составить диаграммы потребления тепловой энергии в учреждении образования за февраль 2022, 2023 г.

Пункт 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год
Дата выполнения: январь 2024 г.
Участники: учащиеся: 9-11 классов
Количество участников: 636
Ответственный педагогический работник: Черняков И.В., классные руководители
В результате анализа данных, полученных при проведении энергоаудита школы по разработанной Методике, учащиеся составили План рекомендуемых мероприятий по энергосбережению. Реализация малозатратных мероприятий этого плана позволило учреждению образования сэкономить до 15-20 % энергозатрат.
Большинство школ в Беларуси построены более 20-ти лет тому назад, поэтому внедрение самых простых энергосберегающих мероприятий может существенно сократить энерго- и ресурсопотребление в школе.
Вот список основных энергосберегающих мероприятий, с которых следует начать в каждой школе после проведения энергоаудита по упрощенной методике:
- Установка счетчиков – то, что невозможно посчитать, невозможно проконтролировать,
- Замена ламп накаливания на энергосберегающие,
- Замена окон на пластиковый стеклопакет – во многих школах до сих пор стоят старые деревянные окна, установленные в 70-х годах. Помимо сокращения энергопотерь, новые окна улучшат внутреннюю освещенность классов и помещений.
- Использование датчиков присутствия в помещениях – свет будет автоматически отключаться в пустых классах. Потребление электричества на освещение может быть сокращено на 30%
- Включение отопления на полную мощность только во время занятий.
- Отключение света в коридорах в вечернее и ночное время – во многих школах, свет в коридорах горит всю ночь.
- Установка выключателей света в коридорах в удобных и легко находимых местах.
- Покраска стен и полов в светлые тона, для более эффективного использования освещения.
- Выключение компьютеров и принтеров в конце школьного дня.
- Утепление окон.
- Установка теплоотражателей за батареями.
- Проверка целостность трубопроводов.
- Замена смесителей в туалетах.
- Ремонт дверей и крыши.
- Утепление крыши и стен.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
№
|
Название мероприятия
|
участники
|
сроки проведения
|
ответственные
|
1
|
Проведение тематических
классных часов
«Будем экономить
и беречь»
|
1-11 классы
|
ноябрь
|
Классные
руководители
|
2
|
Единая информационная
акция «Всемирный День
Энергосбережения»
|
1-11 классы
|
11 ноября
|
Классные
руководители
|
3
|
Конкурс на лучший
действующий макет,
поделку, предмет
декоративно-прикладного
творчества
по теме «Экономия и
бережливость природных
ресурсов»
|
1-7 классы
|
сентябрь
|
Педагог –организатор
Классные
руководители
|
4
|
Конкурс на лучшую
памятку по экономии воды,
света, тепла, природных
ресурсов
|
7-11 классы
|
октябрь
|
Педагог-организатор
|
5
|
Анкетирование «Знаете ли вы что такое энергосбережение?»
|
1-11 классы
|
Январь
|
Классные руководители
|
6
|
Операция
«ВЫКЛЮЧИ СВЕТ!»
|
1-11 классы
|
на протяжении года
|
Классные руководители
|
7
|
Мероприятия по энергосбережению в пришкольном оздоровительном лагере, лагере труда и отдыха
|
1-8 , 10 классы
октябрь,
|
декабрь, март, июнь-август
|
директор лагеря
|
8
|
Участие в областной интернет-олимпиаде «Эко-эрудит», районном этапе республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»
|
8-11 классы
|
май 2024
|
Черняков И.В.
|
9
|
Участие в районном этапе республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон»
|
1-11 классы
|
сентябрь –ноябрь 2024
|
Черняков И.В., классные руководители
|
10
|
Участие в республиканской информационно-образовательной акции «Беларусь-энергоэффективная страна»:
диспут «Энергия и энергосбережение», урок-рассуждение «Быть бережливым-это значит…», информационные часы «Бережливость как образ жизни каждого человека», КВИЗ «Я, энергия и окружающая среда», выставка рисунков и др.
|
1-11 классы
|
1 раз в месяц
|
Классные руководители
|
11
|
Просмотр и обсуждение социальных видеороликов «Энергосбережение – гарантия светлого будущего».
|
5-11 классы
|
сентябрь
|
Классные руководители
|
12
|
Обновление классных уголков, информационных стендов «Береги энергию земли!»
|
1-11 классы
|
1 раз в месяц
|
Классные руководители
|
2.4.Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе
Дата выполнения: сентябрь 2023 - май 2024 г.
Участники: учащиеся 10-11 классов ,
Количество участников: 80 человек
Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.
ОТЧЕТ
по выполнении плана мероприятий по эффективности действий по энергосбережению в школе
Информацию по выполнению плана составляли учащиеся 10-11 классов. Над выполнением плана по сбережению тепла и электроэнергии работают учащиеся 1-11 классов.
С января по июнь 2024 года проводился мониторинг использования электроэнергии. Инициативная группа учащихся проводила рейды по контролю выключенного света на перерывах «ВЫКЛЮЧИ СВЕТ!». Согласно плану проводились информационные и классные часы на тему сохранения электроэнергии «Будем экономить и беречь», диспут «Энергия и энергосбережение», урок-рассуждение «Быть бережливым-это значит…», информационные часы «Бережливость как образ жизни каждого человека». В пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» были проведены следующие мероприятия: перекресток мнений «Умею ли я экономить», экологическая площадка «Планета Земля в опасности», игра-путешествие «Земля – наш общий дом». Осуществляется обновление классных уголков, информационных стендов «Береги энергию земли!».

С целью выявления интересов детей и уровень их представлений об энергии и энергопотреблении в январе 2024 года было проведено анкетирование «Знаете ли вы что такое энергосбережение?». В анкетировании приняли участие 70 человек, из них 25 обучающихся 1–4 классов, 45 - 5–11 классов. На вопрос анкеты: «Знаете ли вы что такое энергосбережение?» - больше положительных ответов дали учащиеся 5-8-х классов: 90% - знают и 10%-не знают. А учащиеся младших классов положительных ответов дали меньше: 75% -знают и 25% - не знают.
На вопрос анкеты: «Экономите ли вы дома электроэнергию?», утвердительно ответили 86% обучающихся и отрицательно – 14%.
На вопрос: «Какие способы энергосбережения вы знаете?», учащиеся средних классов ответили:
1) «использование энергосберегающих лампочек» - 4%;
2) «выключают электроприборы» - 46%;
3) « выключают свет, уходя из дома» -50%.
А учащиеся младших классов ответили, что:
1) «не оставлять свет включенным» - 40%;
2) «выключать свет, уходя из дома» - 34%;
3) «не знают» ответили 26% учащихся.
Проанализировав данные анкеты, сделали вывод, что обучающиеся начальных классов хуже информированы в вопросе энергосбережения и слабо разбираются в способах энергосбережения. Значит, необходимо регулярно проводить мероприятия с обучающимися по энергосбережению
Достижения учреждения образования в 2023 -2024 учебном году:
- руководитель по военно-патриотическому воспитанию Черняков И.В. принял участие в областном этапе ХVI республиканского конкурса «Энергомарафон». В номинации «Лучший педагогический работник по организации работы по воспитанию культуры ресурсе- и энергосбережения у обучающихся» получил Диплом 2 степени;
- педагог-организатор Янушкевич А.А. заняла 1 место в открытом областном вокальном конкурсе «Энергохит»;
- учащиеся 7 класса приняли участие в районном этапе областного конкурса «Моё будущее- безопасность труда моих родителей»- диплом 1 степени.
Публикация учителя географии Еремейчик А.П. «План-конспект урока по теме: «Воздействие деятельности человека на воды суши» опубликована https://pedportal.by/baza-materialov/geografiya/plan-konspekt-uroka-geografii-11-klass.
Публикация «Школьная бизнес компания как средство развития предприимчивости школьников» в Сборнике научных статей «Творческое развитие и саморазвитие личности студентов и учащихся», ГрГГ (Черняков И.В.)

Пункт 2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома
Дата выполнения: март - апрель 2024 г.
Участники: учащиеся: 6-11 классов
Количество участников: 226
Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.
Проведение мониторинга по расходу электрической энергии в домашнем хозяйстве учащегося 6 «Б» Добрук Алексея. Семья из 4 человек.
Учащийся снимал показания счетчика в одно и то же время, в 20.30, и записывал показания в таблицу.
Дни недели (каждый вечер)
|
Показания счетчика
|
Израсходовано энергии
|
Воскресенье
|
1020
|
|
Понедельник
|
1023
|
3
|
Вторник
|
1026
|
3
|
Среда
|
1030
|
4
|
Четверг
|
1033
|
3
|
Пятница
|
1036
|
3
|
Суббота
|
1042
|
6
|
Воскресенье
|
1049
|
7
|
Общий расход за неделю
|
|
29
|
На основании полученных данных можно сказать, что в выходные дни расход электроэнергии заметно вырос, так как все члены семьи большую часть времени проводят свободное время дома. Пользование бытовыми приборами (электродуховкой, стиральной машиной, утюгом, пылесосом) в выходные дни возрастает, что повышает расход электричества. Чтобы сэкономить энергию, часть работы, например уборку, можно делать вручную.
Динамика потребления электрической энергии за год на основании данных, полученных от родителей учащегося.
Месяц
|
Расход энергии
|
Месяц
|
Расход энергии
|
Январь
|
165
|
июль
|
145
|
февраль
|
155
|
август
|
145
|
март
|
142
|
сентябрь
|
140
|
апрель
|
135
|
октябрь
|
150
|
май
|
145
|
ноябрь
|
155
|
июнь
|
140
|
декабрь
|
165
|
В осеннее – зимний период показания использования электроэнергии вырастают в связи с отопительным сезоном (включаются приборы и оборудование для обогрева помещения).
Все приборы дома учащегося класса энергоэффективности А и А+, что снижает расход электроэнергии по дому.
В освещении дома применены точечные светильники со светодиодными лампами, потребляющие заметно меньше энергии, чем обычные лампы накаливания. Кроме того используется местная подсветка отдельных зон (настольными лампами, торшерами), что также позволяет минимизировать расход энергии.

Электроприборы подключены к сети через сетевые фильтры и потому не используют режим ожидания, если не включен фильтр.
При проведении оклейки стен предпочтение отдали обоям и покрытиям светлых тонов, так как они хорошо отражают свет и делают комнату светлее.
Семья проживает в частном доме, потому вопрос расходования тепла очень актуален. При проектировании дома использована технология «теплый пол», работа которой полностью автоматическая. Выставлен режим, который поддерживание температуру воздуха в будни с утра до вечера (когда дома только кошка и мышка) на уровне 17 градусов, а с 18:00 по 23:00 – на уровне 23 градусов.
Ночью температура снова опускается до 17, ведь все домашние спят, а в 5:00 дом прогревается до комфортных показателей температуры. Нужно помнить, что при наличии в комнате радиаторов, необходимо обеспечить свободное прохождение потоков воздуха к ним и от них, тогда система будет работать эффективно (никаких штор и придвинутой мебели возле батарей!).
Чтобы сократить потери тепла, дом утеплен, оборудован холодным коридором, что эффективно препятствует проникновению ветра и холода сразу в дом.
Памятка по экономии электроэнергии дома
- Уходя, гасите свет! (устранение излишнего освещения сокращает объёмы потребления электроэнергии).
- Уходя из дома, не оставляйте бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускайте длительного освещения пустых помещений.
- Замена двух ламп мощностью по 60 Вт на одну в 100 Вт уменьшает при той же освещённости потребление энергии.
- Реже пользуйтесь верхним светом: 40 Вт в настольной лампе вполне заменят 150 Вт под потолком.
- Наиболее рациональным является настольный светильник с шарнирами и гибким соединением и располагать его нужно так, чтобы свет падал с левой стороны.
- Замените лампы накаливания энергосберегающими лампами.
- Периодически протирайте электрические лампочки, плафоны от пыли и грязи. Грязь и пыль, скапливающаяся на них, могут снизить эффективность осветительного прибора.
- Следите за чистотой ваших окон. Грязные окна снижают естественную освещённость помещения.
- Не мешайте проникновению естественного света в помещение: не закрывайте без необходимости шторы днём, не заставляйте подоконники большими растениями.
- Применяйте светлую отделку стен: светлые стены отражают больше света, чем тёмные.
- Холодильник надо ставить в прохладном, хорошо проветриваемом помещении и размораживать не реже одного раза в год.
- Соблюдайте нормы загрузки белья в стиральной машине: в случае превышения этой нормы и при неполной загрузке барабана стиральной машины энергопотребление увеличивается.
Памятка для бережливых

Используйте энергосберегающие лампочки,
вместо ламп накаливания!

Используя электрочайник,
заполняйте его необходимым количеством воды. Своевременно удаляйте накипь!

Устанавливайте холодильник дальше от нагревательных элементов!
Оставляйте зазор между холодильником и стеной помещения минимум 15 см!
Не допускайте, чтобы корпус холодильника нагревался прямыми солнечными лучами!
Не ставьте горячую пищу в холодильник!

Выключайте свет в той части квартиры, в которой он на данный момент не нужен!
Уходя из дома, также гасите свет!

Используйте стиральную машину при полной загрузке!

Отражающие экраны, помещённые за радиаторы, сохраняют большое количество тепла!

Чтобы проветрить помещение, открывайте форточки на короткий срок, тогда воздух успеет смениться, но помещение не остынет!
Выключайте приборы, находящиеся в режиме ожидания, если вы ими не пользуетесь в данный момент! Так же выключайте из розетки зарядные устройства, если они не используются, так как они продолжают потреблять энергию!

Чтобы отказаться от обогревателей, утеплите окна и двери. Потери тепловой энергии через не утеплённые окна и двери колоссальны: через стёкла- 15%, через окна- 40%, через стены- 15%, через полы и потолки- 7%.
Не закрывайте шторами и не загораживайте мебелью батареи центрального отопления.

Вытирайте пыль со светильников и следите за чистотой оконных стёкол
Мы в соцсетях: