РУ БЕ EN

Зелёные школы

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом.

Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

План работы школы по реализации проекта

Анкета-заявка УО для участия в проекте

Биоразнообразие

Направление 1. «Биоразнообразие»

 

Пункт 1.7. «Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать ежедневную подкормку»

Задание 1. Изготовить и разместить на территории учреждения образования кормушки для птиц.

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 6-10 классов ГУО «Средняя  школа № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно»

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о подкормке птиц в зимний период. Еда необходима пернатым для выработки тепла.  Орнитологи подсчитали, что в морозы около 90 процентов птиц погибает от недостатка калорий.

Учащиеся 6-10 классов не остались равнодушными и пополнили новыми кормушками школьный двор, собрали корм для птиц и организовали регулярную подкормку пернатых товарищей. Кормушки изготовили в домашних условиях из различных подручных средств.

 

 

Изготовление кормушек для птиц своими руками не только поможет пернатым преодолеть этот сложный зимний период, но и придаст нашей школе особый колорит.

Забота о пернатых зимой воздастся сторицей весной, когда птицы помогут вам бороться с вредителями сада.

Конструкция кормушки должна быть надежной, поэтому ребята старались подбирать для ее строительства практичные и долговечные материалы, которые защищают птиц от осадков и ветра. Кормушки решили разместить во внутреннем дворике школы.

 

 

Советы любителям птиц по изготовлению кормушек

Зима полностью вступила в свои права. В это время особенно тяжело приходится друзьям нашим пернатым - птицам. За короткий зимний день они просто не успевают найти достаточно корма для поддержания своих жизненных сил. Поэтому в холодные и снежные зимы погибает большое количество птиц. А ведь в наших силах помочь пережить им это непростое время, необходимо приобрести кормушку и организовать подкормку.

Кормушку можно купить, но и изготовить её своими руками не составит особого труда. Причем для изготовления кормушки подойдут и подручные материалы такие как: пластиковые бутылки, упаковки из-под торта, стеклянные банки 1-2 литра и ещё множество различных материалов.

При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:

  1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
  2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Но если вы хотите изготовить кормушку своими руками не на один год, то конечно лучше сделать её из дерева.

Фото и чертежи нескольких таких кормушек приведены ниже.

Рис. 1 Резная кормушка.

           

Рис. 2 Один из вариантов кормушки для птиц из дерева

 

 

Задание 2. Организовать подкормку птиц на кормушках.

Дата выполнения: ноябрь-декабрь 2023 г.

Участники: учащиеся 6-10 классов

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Цель: Освоить практические методы привлечения птиц и их подкормки.

Формы проведения занятий: практические работы по заготовке корма; постоянный уход за кормушками; самостоятельные наблюдения, фотографирование, выставка фоторабот.

Практическая работа «Заготовка корма для птиц». Для зимней подкормки птиц подойдут: семена подсолнуха, конопляное семя, просо, овсяная крупа ("Геркулес" очень любят воробьи), семена арбуза, дыни и тыквы. Для синиц хорошо повесить кусочки не соленого сала. Кусочки сала можно привязать к концам недлинной нитки и забросить на дерево. Не редко полакомиться салом прилетают дятлы, быстро привыкают к такому корму и воробьи.

Птицы быстро привыкнут к кормлению в определённом месте. Наблюдение за ними доставит много позитивных минут взрослым, а особенно детям!!!

Не допускается использование ржи, пшеницы и хлеба, особенно черного, который вызывает воспаление зоба!!!

Практическая работа «Наблюдение за птицами на кормушке. Фотографирование птиц».

Работы по данному заданию организуются в рамках акции  «Поддержим птиц! » и включают:

  • Сбор растительного корма.
  • Подготовку корма для кормушек, постоянное его пополнение.
  • Изготовление «пирогов», «шишек», «ожерелий», «сердечек из картона» и т.п. и развешивание их на кустах у школы.
  • Изготовление кормушек, размещение их на территории возле школы или дома.
  • Организацию постоянного ухода за кормушкой и наблюдений с биноклем.
  • Фотографирование птиц на кормушке.
  • Подготовку фотовыставки и отчетов по результатам наблюдений.
  • Организованно проводится зимний учет птиц, занесение информации на сайт учреждения образования, в базу данных

 

 

 

 

Задание 3. Составить отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

Дата выполнения: декабрь- январь 2023 г.

Участники: учащиеся 6-10 классов                                                         

Ответственный педагогический работник: Гапоник А.З.

Содержание работы:

Ребята 6-10 классов организовали подкормку птиц на пришкольной территории. Из наблюдений ребят на территории школы были замечены грачи в количестве 15 птиц, вороны-4, синицы-12, воробьи -18, галки-6, овсянки-16, голуби около 10. Вести учет птиц оказалось не так и просто, не все птицы предпочитают есть корм с кормушек, например, овсянки и воробьи кормятся с земли.

    

На кормушках можно было встретить синиц и даже к нашему удивлению прилетел пестрый дятел.

  

На зимние каникулы многие ребята решили подкармливать птиц по месту их жительства. Ребята следили за тем, чтобы в кормушках был постоянно корм и ухаживали за чистотой кормушек. Зима для птиц-очень тяжелое время года. Холодно и голодно им. Из-за голода птицы теряют много энергии. Для того чтобы согреться птицам необходимо много питаться и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Видовое разнообразие птиц

обитающих на пришкольной территории

Название вида

Описание

Воробей домовой (Passer domesticus)

Небольшая шустрая птичка, имеет пестрый, серо-коричневый окрас, обитает в городе и сельской местности, вблизи жилища человека, образуя гнезда из соломы и веточек под крышами строений, на деревьях, кустарниках, фонарных столбах. Воробьи, сбиваясь в стаю, живут вместе, образуя устойчивую пару на всю жизнь.

Большая синица (Parus major)

Длина тела 14-16 см при размахе крыльев 23-25 см и весе 18-30 г. Верхняя часть окрашена в желтовато-зеленый, а нижняя вярко-желтый цвет. Хвост и крылья имееют голубовато-серый оттенок. Туловище крепко сбитое и мускулистое. Макушку украшает черная шапочка. Клюв короткий, конусообразный, растет всю жизнь. Щечки белые. Вдоль нижней части тела проходит широкая черная полоска, так называемый галстук. Тонкие лапки не имеют оперения.

 

Голубь (Columbidae)

У голубей маленькая голова и плотное тело с мощной летательной мускулатурой. Клюв короткий. Когда голубь ищет корм, то кивает головой, «клюёт» в такт шагам. Ноги у птиц короткие, но сильные, с цепкими пальцами, ведь многие из них прекрасно лазают по веткам. Пищу они собирают на земле. Но и летают эти птицы прекрасно - быстро, манёвренно. Вне сезона гнездования голуби могут собираться в очень большие стаи. Голуби строят немудрёные гнёзда.

Грач (Corvus frugilegus)

Длина 45—47 см. Вес взрослой особи составляет от 280 до 340 г, размах крыльев от 81 до 99 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. От серой вороны грач отличается окраской, от чёрной вороны — цветом клюва (у грача светлый) и формой тела, от ворона — размерами: ворон значительно крупнее.

Ворона (Corvus cornix)

Оперение черно-серое. Голова, крылья, хвост, лапы – черные, туловище серое. На крыльях и хвосте заметен металлический отлив. Клюв и ноги черные. Клюв с выпуклым надклювьем и крючком на вершине, ноздри прикрыты щетинками. Глаза темно-коричневые. Полость рта серая. Хвост закругленный. В полете клюв держит книзу. Крылья широкие, тупые на концах. Ходит по земле широким шагом, при опасности подскакивает.

Галка (corvus monedula)

Птица средних размеров. Длина ее тельца составляет около 39 см вместе с хвостом. Вес не превышает 170-280 грамм. Самцы по своим габаритам немного крупнее самок. Это единственное внешнее различие между полами. У птицы плотное телосложение, не крупный, но сильный клюв. Оперение на спине окрашено в серебристо-серый цвет, а крылья и хвост — в сизый. Остальная часть тела покрыта черными перьями.

свернуть

Энергосбережение

Направление 2. «Энергосбережение»

 

Пункт 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Дата выполнения: декабрь- январь 2024 г.

Участники: учащиеся 7-9 классов                                                           

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

 

Задание 1. Провести вводное занятие по теме «Аудит использования электроэнергии».

С учащимися 7 класса проведено вводное занятие.

Задание 2. Создать рабочие группы обучающихся, которые будут проводить изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.

Инициативной группой учащихся 9 класса осуществлено изучение температурного режима в учреждении образования. Температура во всех помещениях соответствует требованиям, все помещения оснащены бытовыми термометрами, необходимый воздушно-тепловой режим обеспечивается проветриванием помещений.

 

 

Задание 3. Собрать первичную информацию и анализ потребления электрической энергии за 2022, 2023 годы (изучение документации по учету потребления электроэнергии за 2022, 2023 годы).

Содержание работы:

Выполняли задание 27 учащихся 9-11 классов.        

1. Изучено потребление энергии в учреждении образования за 2022, 2023 годы.

 

Анализ расхода электроэнергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы

 

2022

2023

 

январь

8824

9452

+7

февраль

8606

10026

+16,5

март

8202

9254

+12,8

апрель

8465

8098

-4.4

май

7125

7081

-0,7

июнь

4000

1209

-30,2

июль

510

4208

+8,26

август

518

637

+22,9

сентябрь

8950

7445

-16,1

октябрь

10360

9178

-11,5

ноябрь

9395

8742

-7

декабрь

10565

8818

-17

ИТОГО

85270

83960

-1

 

Вывод: минимальное количество энергии тратится в летние месяцы. Это связано с тем, что больше продолжительность дня и тем самым меньше используется  освещение в учебных кабинетах и коридорах.

Максимальное потребление электроэнергии - 44,1% приходится на пищеблок, 42,6% -  на освещение, 12,3% -   на компьютеры, меньше 1% - на другое: демонстрация опытов и экспериментов в кабинете физики, мультимедиа и т. д.

 

2. Проведена беседа с заместителем директора по хозяйственной работе Ширковцом И.М. по вопросам энергопотребления в школе.

 

3. Определены основные приборы здания школы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. 

 

Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе

№ п/п

Название электроприборов

Мощность, (Вт)

Коли-чество

Режим работы

Место расположения

1.

Электроплита

17 000

1

8.30 – 13.00, 14.30 – 16.00

Столовая

2.

Бойлер

1500

1

Постоянно

Столовая

3.

Холодильник

130

1

Постоянно

Столовая

4.

Компьютеры

220

28

8.00 – 19.30

Кабинеты информатики, кабинет директора, секретарь, кабинет заместителей директора, кабинет инженера-программиста, учебные кабинеты

5.

Электроутюги

1300

3

2 ч в неделю

Кабинет труда

6.

Швейная машина

90

2

2 ч в неделю

Кабинет труда

7.

Аверлок

 

1

0,5 ч в неделю

Кабинет труда

10.

Мультиборд

120

1

3 ч в неделю

кабинет №10

11.

Лобзик ручной электрический

100

1

2 ч в неделю

Кабинет труда

12.

Станок заточной электрический

150

     1

1 ч в неделю

Кабинет труда

 

Пункт 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе

Дата выполнения: январь 2024 г.

Участники: учащиеся 9-11 классов                                                                   

Ответственный педагогический работник: Черняков И.В.

1. Провести вводное занятие на тему «Актуальность теплового аудита».

2. Собрать первичную информацию и провести сравнительный анализ расходования тепловой энергии за 2022, 2023 г. (изучение    документации по учету тепловой энергии за 2022, 2023 г.).

 

Анализ расхода тепловой энергии в ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» за 2022-2023 годы

 

2022

2023

 

январь

79,7

73,37

-8

февраль

61

70,96

+16

март

59,6

62,35

+4,6

апрель

37,6

19,44

118,16

май

2,8

3,1

+10,7

июнь

0,2

0,7

+35

июль

0

0,75

+0,75

август

0

0

0

сентябрь

6

1,74

-4,26

октябрь

26,26

25,8

-1,8

ноябрь

63,74

66

+5

декабрь

85,5

75

-12

ИТОГО

416,9

398,9

 

 

Задание 3Обследовать здание учреждения образования и определить места потери тепла.

Проанализировав места наибольших потерь тепла, установлено, что больше всего тепло уходит:

  • 1 этаж: входная дверь;
  • 2 этаж: окна в туалетах
  • 3 этаж: дверь на пожарную лестницу.

Задание 4. Составить диаграммы потребления тепловой энергии в учреждении образования за февраль 2022, 2023 г.

свернуть

Водоснабжение

Направление 3 «Водосбережение»

 

Пункт 3.1. Изучение потребления воды в учреждении образования за полугодие; изучение потребления воды за месяц.

Дата выполнения: ноябрь 2023

Участники: члены объединения по интересам «Юный эколог» – 12 человек; 7 «В» класс – 23 человека.

Ответственный педагогический работник – Шорбан Л.В.

  1. Изучение потребления воды в школе за январь-ноябрь 2023 года.

На первом этапе участия в реализации проекта «Зеленые школы» из числа членов объединения по интересам «Юный эколог» и учащихся 7 «В» класса создана инициативная группа. С целью ознакомления с деятельностью образовательного проекта «Зеленые школы» по направлению «Водосбережение» с учащимися были проведены дополнительные беседы по темам: «Главные загрязнители Беларуси», «Водные артерии Беларуси». Затем участники инициативной группы получили индивидуальные задания по темам: «Загрязнение, мониторинг, состояние, способы очистки и сохранения водных ресурсов в Республике Беларусь», «Способы и методы экономии воды в домашних условиях».

 

Члены инициативной группы с заместителем директора по  хозяйственной деятельности провели экскурсию по учреждению с целью изучения мест водопотребления воды в учреждении, расположения оборудования по учёту расхода воды (счетчиков). В результате была составлена картосхема мест водопотребления и учета расходования воды. На плане школы нанесение расположения основных мест потребления воды.

 

Рисунок 1 – Схема расположения приборов потребления воды на первом этаже

Рисунок 2 – Схема расположения приборов потребления воды на втором этаже

Рисунок 3 – Схема расположения приборов потребления воды на третьем этаже

На следующем этапе учащиеся проанализировали расход воды за январь–ноябрь 2023 года в школе: в столовой, в санузлах. Сведения были предоставлены инициативной группе заместителем директора по хозяйственной части. Проанализировав данные учёта потребления воды, инициативная группа в составила графики и выявила причины большего или меньшего расхода воды в каждом направлении.

Места потребления воды:

                       Фото 1                                             Фото 2                                                 Фото 3

 

Показатели потребления воды

за январь-ноябрь 2023 года:

Январь

225 м3

Февраль

270 м3

Март 

265 м3

Апрель

286 м3

Май

360 м3

Июнь

173 м3

Июль

225 м3

Август

216 м3

Сентябрь

363 м3

Октябрь

467 м3

Ноябрь

397 м3

 

Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективному использованию воды в школе.

Цель: провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования, разработать комплексный план действий, направленный на сбережение воды в учреждении образования. Дата выполнения: ноябрь – декабрь 2023 года.

Участники: учащиеся 8 «А», 8 «Б» классов, руководитель учитель биологии Шорбан Л.В.

Количество участников: 45 человек

План действия по рациональному использованию воды в ГУО «Средняя школа № 2 им. В.Ю. Саяпина, г. Гродно»

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1

Регулярно проводить мониторинг

В течении учебного года

Зам. директора по хоз. части, участники проекта

2

Провести  разъяснительную работу учащимся и родителям по водосбережению

Ноябрь 2023 г.

 

Шорбан Л.В. и классные руководители классов

3

Выключать кран за собой с водой, дежурным проводить контроль за выключением воды

Ежедневно

Учащиеся, дежурные учащиеся и дежурные педагоги

4

Обновить памятки по водосбережению в школе. Дежурным контролировать их наличие.

Ноябрь – декабрь 2023

 

Дежурные учащиеся и дежурные педагоги

5

Проводить проверку кранов на утечку воды

Еженедельно

Зам. директора по хоз. части

6

Создать лекторскую группу по информированию о рациональном использовании воды в школе. Провести информационные часы на тему «Вода в нашей жизни»

Февраль 2024 – март 2024

Шорбан Л.В. и классные руководители классов

7

Проведение акции в школе «Воду нужно уважать, это должен каждый знать!»

III четверть

Шорбан Л.В. и участники проекта

 

Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования:

  1. Анализ потребления воды показал, что самый большой расход воды наблюдается в школьной столовой (приготовление пищи, мытье посуды);
  2. Основным источником потерь воды является плохо закрытые краны;
  3. Больше всего горячей воды потреблялось в октябре и сентябре. Холодной воды больше всего потреблялось в декабре. В целом воды больше всего потреблялось в декабре, меньше – августе. В каникулярное время потребление воды уменьшается.

С результатами анализа потребления воды в школе были ознакомлены администрация школы, заместитель директора по хозяйственной части, учащиеся школы, составлен план действий по сбережению воды в школе на год

План согласован с руководством учреждения образования, размещен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования.

Были разработаны памятки по водосбережению в учреждении образования, они были вывешены в местах пользования водой и распространены по классам.

  

 

свернуть

Обращение с отходами

Направление 4. «Обращение с отходами»

Пункт 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

Дата выполнения: ноябрь 2023

Участники: учащиеся 7, 8 и 11 классов – 13 человек.

Ответственный педагогический работник – Хильмончик А.И.

1. Для изучения состава образующихся в учреждении образования отходов и анализа источников их образования была создана творческая группа, в состав которой вошли учащиеся 7, 8 и 11 классов и учитель информатики Путято А.В.

Состав творческой группы:

Комарова Любовь,

Снежко Александра,

Кашеня Нина,

Семенова Ольга,

Колодко Анастасия,

Давкшис Алина,

Давидчик Дарья,

Жуковская Анастасия,

Исаков Юстин,

Конон Екатерина,

Некревич Артем,

Мешкова Елизавета,

Трудченко Артем.

 

2. Творческой группа создала эмблему своего направления.

3. Творческой группой были разработаны вопросы анкеты. Учителем информатики проведен онлайн-опрос в 7-11 классах в чат-боте "Бытовые отходы".

https://t.me/survey_sh_2_bot

В анкетировании приняли участие 75 учащихся 7-11 классов, 31 законных представителей учащихся, работников школы -29.

 Результаты опроса показали, что не все сортируют бытовые отходы. Многие не знают о сортировке, о проблемах в регионе, мало владеют информацией о бытовых отходах.

Результаты по каждому вопросу представлены в виде диаграмм.

1. Как часто вы выбрасываете мусор?

2. Сортируете ли вы мусор перед его выбросом?

3. Какие виды материалов вы обычно сортируете?

4. Используете ли вы товары с минимальной упаковкой или предпочитаете продукты с избыточной упаковкой?

5. Знаете ли вы, какие материалы могут быть переработаны в вашем регионе?

6. Считаете ли вы себя информированным о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами?

7. Какие методы утилизации бытовых отходов доступны в вашем регионе?

8. Поддерживаете ли вы программы по уменьшению объема бытовых отходов, такие как переработка и вторичное использование товаров?

9. Практикуете ли вы утилизацию батареек и других вредных отходов?

10. Какие проблемы с управлением бытовыми отходами, по вашему мнению, наиболее важны для вашего региона?

 

4. Творческой группой учащихся проведено анкетирование среди учащихся 3-11 классов и их родителей «Знаете ли вы что-нибудь о сортировке отходов?».

Творческая группа проанализировала результаты анкеты

 В ходе опроса была составлена диаграмма

 

5. В каждом классе установлены специальные коробки для сбора макулатуры.

6. Творческой группой учащихся проведено изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализированы источники их образования.

Участники творческой группы определили основные источники отходов, образующихся в школе:

1. Упаковочные материалы от чипсов, конфет, печенья, соков, сухариков и т.д.;

2.Пластиковые бутылки от напитков, ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей, одноразовые стаканчики т.д.;

3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы, отходы цветной бумаги, использованные бумажные полотенца, салфетки;

4. Пищевые отходы (огрызки яблок, кожура бананов, остатки пищи);

5. Металлические крышки;

6. Стеклянные банки от пищевых продуктов;

7. Обрезки ткани;

8. Обработка древесных материалов на уроках труда.

 

7. ПАМЯТКА «Как правильно сортировать мусор»

Разделяем отходы правильно

(памятка для учителей, учащихся и родителей)

БУМАГА: газеты, журналы, проспекты, картонная и другая бумажная упаковка, бумажные пакеты, фантики, салфетки и т.д. Упаковка должна быть сухой и не содержать остатков пищи.

ПЛАСТИК: одноразовая посуда, ПЭТ-бутылки (предварительно сжав её), пластиковые тюбики и баночки от косметики, пластиковые коробки от тортов и других пищевых продуктов, полиэтиленовую плёнку, пластиковые канистры, упаковку от чипсов и т.д. Упаковка должна быть не загрязнённой, без остатков пищевых продуктов.

СТЕКЛО: пустые стеклянные бутылки, стеклянные банки.

МЕТАЛЛ: различные металлические предметы

БАТАРЕЙКИ - опасные отходы, содержащие ртуть, никель, кадмий, свинец, литий и марганец! 

Для раздельного сбора мусора не подходят:

обои с водозащитными плёнками, фотобумага, упаковка «Тетра Пак» (соки, молоко), полиэтиленовая упаковка от сметаны, молока, кефира, скотч, подгузники, пластмассовые игрушки или предметы обихода, пищевые отходы, оконное и мебельное стекло, лампочки, зеркала, термостойкая посуда для СВЧ, хрусталь.

Пункт 4.2. Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

Дата выполнения: март 2024

Участники: учащиеся 7,8 и 11 классов – 37 человек.

Ответственный педагогический работник – Хильмончик А.И.

 

Пункт 5. Организовать экскурсию на Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов.

19 марта учащиеся ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» посетили КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов». Директор завода Андреевский Вячеслав Станиславович провёл для учащихся познавательную экскурсию. По словам Вячеслава Станиславовича, на сегодняшний день Гродно является лидером в области и стране по извлечению вторичного сырья из мусора. Раньше все отходы отправлялись прямиком на полигон. Сейчас же все отходы, собранные в городе Гродно и Гродненском районе, направляются на КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов». Здесь они проходят ручную и автоматическую сортировку. Большая часть отправляется на переработку. Учащиеся узнали о том, что на заводе реализуется проект по производству RDF-топлива, есть собственное производство тротуарной плитки, обшивки для фундамента, экопарковки и бордюрного камня. Ссылка на новость школы.

 

 

 

 

Пункт 6. Организовать питьевой режим в учительской школы, не используя пластиковую посуду.

Дата выполнения: февраль 2024

Для организации питьевого режима в учительской был установлен кулер для воды.

свернуть

Качество атмосферного воздуха

Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

 

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов

Ответственный педагогический работник: Анисимова Д.И.

Содержание работы:

1. В ноябре 2023 учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю.Саяпина г. Гродно» рассмотрели основные методы биоиндикации для оценки состояния окружающей среды; изучили литературу по использованию данной методики для оценки состояния атмосферного воздуха. Так же сделали вывод о преимуществах использования методов биоиндикации в оценке загрязнения атмосферного воздуха:

  1. С помощью биоиндикаторов можно обнаружить места скопления в экологических системах различного рода загрязнений;
  2. Только по биоиндикаторам можно судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы;
  3. В условиях хронической антропогенной нагрузки биоиндикаторы могут реагировать на очень слабые воздействия в силу аккумуляции дозы;
  4. Применение биоиндикации является недорогостоящим и нетрудоемким. Живые организмы постоянно присутствуют в окружающей среде и реагируют на кратковременные и залповые выбросы токсикантов.

В качестве биоиндикаторов атмосферного воздуха нами были выбраны лишайники, которые и будут рассмотрены на следующих этапах нашей работы.

2. За декабрь-январь 2024 г. учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» изучили степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндекации в микрорайоне нашего учреждения. Для этого мы выбрали площадку для исследования, включающую 10 деревьев одного вида примерно одного возраста и размера, изготовили прозрачную сетку из полиэтилена в виде квадрата 20х20 см и приложили прозрачную сетку плотно к стволу дерева на высоте 0,3 – 1,3 м. Затем подсчитали количество квадратов с лишайниками и количество всех видов лишайников под прозрачной сеткой.

С помощью таблицы «Шкала качества воздуха по проективному покрытию лишайниками стволов деревьев» (таблица 1) оценили качество воздуха, используя средние значения (по 10 деревьям) числа видов лишайников, степени покрытия и общего количества лишайников на каждом исследуемом дереве.

Степень покрытия

Число видов

Число лишайников доминантного вида

Степень загрязнения

Более 50 %

Более 5

Более 5

6-я зона

Очень чистый воздух

3-5

Более 5

5-я зона

Чистый воздух

2-5

Менее 5

4-я зона

Относительно чистый воздух

20-50 %

Более 5

Более 5

Более 2

Менее 5

3-я зона

Умеренное загрязнение

Менее 20 %

3-5

Менее 5

2-я зона

Сильное загрязнение

0-2

Менее 5

1-я зона

Очень сильное загрязнение

По итогам данного анализа мы сделали следующие выводы:

  1. Благодаря методам биоиндекации можно быстро и достаточно качественно получить информацию о степени загрязненности атмосферного воздуха;
  2. Методом биоиндекации учащиеся обнаружили, что атмосферный воздух микрорайона ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» относится к относительно чистому воздуху.

 

Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов

Ответственный педагогический работник: Анисимова Д. И.

Содержание работы:

В ноябре 2023 учащиеся 10-11 классов ГУО «СШ № 2 им. В.Ю. Саяпина г. Гродно» рассмотрели основные причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне нашей школы:

  1. нахождение учреждения образования в непосредственной близости от дороги;
  2. нахождение вблизи учреждения Гродненского районного культурно-информационного центра, посещаемого на протяжении года служебными и личными автотранспортными средствами;
  3. близкое расположение продуктового гипермаркета «Евроопт», который на протяжении года посещается личными автотранспортными средствами.

Были выявлены и положительные моменты в отношении состояния качества атмосферного воздуха:

  1. на территории учреждения произрастают деревья;
  2. на территории школы высажены различные многолетние и однолетние растения.

Учащимися были разработаны памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха.

 

Задание 5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

Дата выполнения: декабрь 2023 г.

Участники: учащиеся 10-11 классов

Ответственный педагогический работник: Анисимова Д. И.

Содержание работы:

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Проведение анкетирования «Причины загрязнения атмосферного воздуха»

Январь 2024 г.

Анисимова Д.И.

2.

Создание и размещение памяток по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

Январь 2024 г.

Анисимова Д.И.

3.

Проведение акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

Январь 2024 г.

Классные руководители

4.

Проведение информационных мероприятий «Как сохранить чистоту воздуха?»

Февраль 2024 г.

Анисимова Д.И.

5.

Организация посадки кустарников, цветочных культур в ходе проведения озеленения пришкольной территории

Апрель-май 2024 г.

Анисимова Д.И,  Гапоник А.З.

6.

Проведение внеклассных мероприятий по химии «Оксид углерода (IV)

Март 2024 г.

Анисимова Д.И.

свернуть

Информационно-экологические мероприятия

Направление 6 «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Пункт 6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения

Дата выполнения: ноябрь 2023 г.

Участники: учащиеся 8-11 классов

Ответственные педагогические работники – Еремейчик А.П., Янушкевич А.А.

1. Подготовка памяток, буклетов, содержащих информацию по энергосбережению, экологической грамотности и буклетов по охране окружающей среды.

В ходе составления памяток и буклетов были рассмотрены основные факторы загрязнения окружающей среды.

Мы хотим, чтобы люди больше узнали о правильном обращении с электроэнергией и не только, сократили при этом расходы, но и сохранили окружающую среду от разрушения, ведь чем мы рациональнее расходует электричество, тем меньше расходуем  драгоценные запасы сырья.

 

2. Размещение памяток, буклетов и листовок на школьном сайте, школьных информационных стендах.

 

3. Акция "Береги природу" (совместная уборка территории учреждения образования)

На территории «Средней школы № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно» проходила акция "Береги природу". В ходе проведения акции, учащиеся навели порядок, подгребли опавшие листья и вынесли для утилизации.

 

Для сохранение природных ресурсов, в школе организована акция «Сдай макулатуру – спаси дерево».

 

Пункт 6.4. Провести практические экологические акции привлечением местного населения и осветить их в СМИ.

Дата выполнения: Январь 2024г.

Участники: учащиеся 8-11 классов ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно»

Учащиеся школы провели акцию «Чистый двор, чистый дом». Ребята помогли очистить территорию школы от снега.

  

 

П. 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал

Дата выполнения: Февраль 2024г.

Участники: учащиеся 5-х классов ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно»

Выставка "Энергия нашего дома" посвящена актуальной теме рационального использования и экономного расходования природных энергетических ресурсов

 

 

Ответственные педагогические работники – Еремейчик А.П., Янушкевич А.А.

Этапы выполнения задания:

  1. Поиск, подбор сюжетов для листовок на природоохранную тематику.
  2. Работа над содержанием листовок, буклетов.
  3. Выпуск материалов агитационно-информационного материала.
  4. Размещение и распространение природоохранного материала.

Учащиеся подготовили наглядный природоохранный информационный материал:

 - Буклеты «Сохрани природу родного края» - 25 шт.,

 - Памятки по экономии энергоресурсов - 25 шт.,

 - Памятки по экологической грамотности- 25 шт.,

Все листовки были распространены на территории нашей школы и микрорайона.

 

 

 

Дата выполнения: Март 2024г.

Участники: учащиеся 1-4-х классов ГУО «Средняя школа № 2 имени В.Ю.Саяпина г. Гродно»

 

Организован сбор крышечек от бутылок. Акция «Крышечки»

 

 

свернуть

Интернет-ресурсы: