РУ БЕ EN

Описание модели

Теоретическая основа инновационного проекта

В отечественной науке интерес к олимпийскому образованию был обозначен в 80-е годы XX века работами В.С. Родиченко и В.И. Столярова. В последнее десятилетие выполнен ряд диссертационных исследований по данной проблеме, освещающих ее различные аспекты: концептуальные, организационно-педагогические основы олимпийского образования (М.В. Антипова, С.Ю. Баринов, М.А. Захаров, А.Т. Контанистов, Г.М. Поликарпова, В.Н. Сергеев, Ю.М. Чернецкий); вопросы олимпийского образования студенческой молодежи (В.И. Баюров, Ю.А. Прокопчук, Е.В. Трубникова) и детей школьного возраста (В.А. Болдырева, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеванный, Р.А. Пирожников, О.Л. Старовойтова), особенности подготовки кадров к осуществлению олимпийского образования (Е.В. Дивинская, Г.А. Рагозина, С.Г. Уразова).

В последнее время данной проблеме посвящено значительное количество научно-исследовательских работ не только за рубежом, но и в Республике Беларусь. Среди публикаций белорусских исследователей выделяются материалы М.Е. Кобринского, А.А. Кокошинского, Б.В. Петровского, И.И. Гуслистовой, Виктора и Валентины Григоревичей и некоторых других. Все они указывают на значимость и необходимость гуманизации воспитательной деятельности, обращают внимание на гуманистический характер идей олимпизма, который не только по своей социальной природе, но и целевым установкам выступает серьезным фактором всестороннего развития человека.

Как показал анализ литературных источников, к настоящему времени в терминологическом вопросе по данной проблеме полная определенность не достигнута: имеют место разночтения как в вопросе о соотношении понятий «олимпийское образование» и «олимпийское воспитание», так и в определении содержания самого понятия «олимпийское образование». Вместе с тем, при всем разнообразии позиций, в отечественной педагогике олимпийское образование в самом общем виде определяется как сплав когнитивного и аксиологического компонентов. В настоящее время, по общему признанию, олимпийское образование вступило в новый этап своего развития: от теоретических исследований и рассуждений о его необходимости сделаны первые шаги к практической реализации.

Модель общественно-государственной системы олимпийского образования, принятая в Республике Беларусь, предполагает два подхода к организации олимпийского образования:

  • организация преподавания олимпийских знаний в теоретическом разделе программы предмета «Физическая культура и здоровье»;
  • междисциплинарное освоение олимпийских знаний при прохождении широкого набора учебных дисциплин различного профиля.
На уровне школы основной формой преподавания олимпийских знаний является олимпийский урок, проводимый учителем физической культуры в рамках теоретического раздела учебного предмета «Физическая культура и здоровье». Но, как показал опрос педагогов и учащихся, 51,8% респондентов считают, что в учебной программе по физической культуре олимпийская тема представлена слабо, 40,7% отмечают, что отдельные вопросы представлены по-разному, и лишь 7,4% полагают, что данная тема раскрыта в достаточном объеме. Таким образом, имеет место противоречие между современными научными представлениями о двуединой сущности олимпийского образования и практикой его осуществления в школе, где акцентируется знаниевый (информационный, когнитивный) компонент.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.

Теоретические положения инновационного проекта отражены в диссертационных исследованиях следующих отечественных и зарубежных ученых:

1988: Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов;

1994: Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи;

1997: Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе – комплексе физкультурно-эстетического направления;

1998: Антипова В.М. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения;

1999: Баринов С.Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности Международной олимпийской академии;

2000: Сергеев В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования;

2002: Захаров М.А. Фэйр Плей в системе олимпийского образования;

2003: Рагозина Г.А. Технология подготовки кадров для реализации олимпийского образования; 

2004: Баюров В.И. Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи; 

2008: Поликарпова Г.М. Педагогическая технология непрерывного олимпийского образования и воспитания. 

Ожидаемый результат инновационной деятельности:

Оценка эффективности реализации олимпийского образования осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых показателей.

Они представлены качественными и количественными параметрами.

Качественные параметры:

  • Положительное отношение к истории спорта, рекордам, великим спортсменам, Олимпийскому и Параолимпийскому движению в мире и в нашей стране.
  • Популяризация среди молодёжи олимпийских и параолимпийских ценностей.
  • Повышение уровня реализации творческого потенциала учащихся в области олимпийского и параолимпийского движения;
  • Гордость за достижения Беларуси в спорте.
  • Гордость за достижения гродненцев в спорте.
  • Гордость за достижения учащихся и выпускников государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Гродно».
  • Готовность педагогов школы к работе в условиях реализации инновационного проекта.

Количественные параметры:

  • Деятельностная заинтересованность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья (активность во время спортивных соревнований, дней здоровья, и т.п.).
  • Количество проведенных исследовательских работ, проектов, конкурсов на тему «Олимпийского движения».
  • Открытие музея «Олимпийской славы» (можно олимпийского уголка)
  • Количество специализированных по спорту классов.
  • Количество проведенных спортивных игр, соревнований.
  • Открытие профильных педагогических классов
  • Результативность выступлений учащихся-спортсменов в олимпиадах, конкурсах.
  • Определение выпускников, их успешность в дальнейшей жизни.
  • Разработанные методические рекомендации по внедрению модели олимпийских знаний.
  • Публикации результатов инновационной деятельности, а также проблемных статей в научно-педагогических изданиях с целью распространения эффективного опыта инновационной деятельности

Критерии и показатели эффективности внедрения инновационной деятельности в учреждении общего среднего образования:

п/п

Критерии эффективности

Показатели

Диагностический
инструментарий

1.

Характер взаимодействия участников образовательного процесса

Преобладание характера взаимодействия по типу кооперации, способствующего организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса;

Наблюдение, тестирование, анкетирование. Диагностические методики

2.

Состояние ценностных ориентаций педагогов, учащихся школы и их родителей

Положительная динамика изменений приоритетов ценностей в соответствии с  олимпийскими ценностями и идеалами.

Гордость за достижения Беларуси в спорте.

Гордость за достижения гродненцев в спорте

Гордость за достижения учащихся и выпускников государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Гродно».

Анкетирование

3.

Состояние учебной деятельности учащихся классов 

Положительная динамика развития:

  •  учебной мотивации;
  •  успеваемости;
  • личностных компонентов учебной деятельности (познавательной активности, произвольности, самостоятельности);

Результативность выступлений учащихся-спортсменов в олимпиадах, конкурсах.

Рост качества знаний в специализированных по спорту классах.

Открытие профильных педагогических классов  

Уровни и количественные измерители (количество самостоятельно выполняемых заданий и др.)

 4.

Личностное развитие учащихся   

Сформированность идеалов, взглядов и убеждений, основанных на олимпийских ценностях;

осознанный выбор будущей профессии;

повышение уровня реализации творческого потенциала учащихся в области олимпийского и параолимпийского движения;

положительное отношение к истории спорта, рекордам, великим спортсменам, Олимпийскому и Параолимпийскому движению в мире и в нашей стране

Анкетирование, наблюдение, методика экспресс- диагностики характериологических особенностей личности.  Анализ показателей оценки поведения учащихся

5.

Состояние здоровья 

Деятельностная заинтересованность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья (активность во время спортивных соревнований, дней здоровья, и т.п.).

Наличие знаний о здоровье человека, сформированность навыков ведения здорового образа жизни и безопасного поведения;

Рациональная организация режима труда и отдыха

Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Диагностические методики проверки работоспособности, утомляемости, тревожности учащихся и педагогов

 6.

Инновационная компетентность и исследовательская культура участников проекта

Повышение мотивационной готовности к инновационной деятельности;

Расширение спектра сформированных профессионально значимых специальных компетенций;

Личные достижения педагогов;

уровни, количественные измерители

7.

Качество управления инновационными процессами в школе

Создание необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий;

создание профессиональной среды для обмена опытом;

наличие системы стимулирования педагогов;

рост удовлетворенности педагогов содержанием своей профессиональной деятельности.

наблюдение, анкетирование,  мониторинговые исследования, социологический опрос

Интернет-ресурсы: