Теоретическая основа инновационного проекта
В отечественной науке интерес к олимпийскому образованию был обозначен в 80-е годы XX века работами В.С. Родиченко и В.И. Столярова. В последнее десятилетие выполнен ряд диссертационных исследований по данной проблеме, освещающих ее различные аспекты: концептуальные, организационно-педагогические основы олимпийского образования (М.В. Антипова, С.Ю. Баринов, М.А. Захаров, А.Т. Контанистов, Г.М. Поликарпова, В.Н. Сергеев, Ю.М. Чернецкий); вопросы олимпийского образования студенческой молодежи (В.И. Баюров, Ю.А. Прокопчук, Е.В. Трубникова) и детей школьного возраста (В.А. Болдырева, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеванный, Р.А. Пирожников, О.Л. Старовойтова), особенности подготовки кадров к осуществлению олимпийского образования (Е.В. Дивинская, Г.А. Рагозина, С.Г. Уразова).
В последнее время данной проблеме посвящено значительное количество научно-исследовательских работ не только за рубежом, но и в Республике Беларусь. Среди публикаций белорусских исследователей выделяются материалы М.Е. Кобринского, А.А. Кокошинского, Б.В. Петровского, И.И. Гуслистовой, Виктора и Валентины Григоревичей и некоторых других. Все они указывают на значимость и необходимость гуманизации воспитательной деятельности, обращают внимание на гуманистический характер идей олимпизма, который не только по своей социальной природе, но и целевым установкам выступает серьезным фактором всестороннего развития человека.
Как показал анализ литературных источников, к настоящему времени в терминологическом вопросе по данной проблеме полная определенность не достигнута: имеют место разночтения как в вопросе о соотношении понятий «олимпийское образование» и «олимпийское воспитание», так и в определении содержания самого понятия «олимпийское образование». Вместе с тем, при всем разнообразии позиций, в отечественной педагогике олимпийское образование в самом общем виде определяется как сплав когнитивного и аксиологического компонентов. В настоящее время, по общему признанию, олимпийское образование вступило в новый этап своего развития: от теоретических исследований и рассуждений о его необходимости сделаны первые шаги к практической реализации.
Модель общественно-государственной системы олимпийского образования, принятая в Республике Беларусь, предполагает два подхода к организации олимпийского образования:
- организация преподавания олимпийских знаний в теоретическом разделе программы предмета «Физическая культура и здоровье»;
- междисциплинарное освоение олимпийских знаний при прохождении широкого набора учебных дисциплин различного профиля.
Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.
Теоретические положения инновационного проекта отражены в диссертационных исследованиях следующих отечественных и зарубежных ученых:
1988: Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов;
1994: Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи;
1997: Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе – комплексе физкультурно-эстетического направления;
1998: Антипова В.М. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения;
1999: Баринов С.Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности Международной олимпийской академии;
2000: Сергеев В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования;
2002: Захаров М.А. Фэйр Плей в системе олимпийского образования;
2003: Рагозина Г.А. Технология подготовки кадров для реализации олимпийского образования;
2004: Баюров В.И. Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи;
2008: Поликарпова Г.М. Педагогическая технология непрерывного олимпийского образования и воспитания.
Ожидаемый результат инновационной деятельности:
Оценка эффективности реализации олимпийского образования осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых показателей.
Они представлены качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры:
- Положительное отношение к истории спорта, рекордам, великим спортсменам, Олимпийскому и Параолимпийскому движению в мире и в нашей стране.
- Популяризация среди молодёжи олимпийских и параолимпийских ценностей.
- Повышение уровня реализации творческого потенциала учащихся в области олимпийского и параолимпийского движения;
- Гордость за достижения Беларуси в спорте.
- Гордость за достижения гродненцев в спорте.
- Гордость за достижения учащихся и выпускников государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Гродно».
- Готовность педагогов школы к работе в условиях реализации инновационного проекта.
Количественные параметры:
- Деятельностная заинтересованность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья (активность во время спортивных соревнований, дней здоровья, и т.п.).
- Количество проведенных исследовательских работ, проектов, конкурсов на тему «Олимпийского движения».
- Открытие музея «Олимпийской славы» (можно олимпийского уголка)
- Количество специализированных по спорту классов.
- Количество проведенных спортивных игр, соревнований.
- Открытие профильных педагогических классов
- Результативность выступлений учащихся-спортсменов в олимпиадах, конкурсах.
- Определение выпускников, их успешность в дальнейшей жизни.
- Разработанные методические рекомендации по внедрению модели олимпийских знаний.
- Публикации результатов инновационной деятельности, а также проблемных статей в научно-педагогических изданиях с целью распространения эффективного опыта инновационной деятельности
Критерии и показатели эффективности внедрения инновационной деятельности в учреждении общего среднего образования:
№ п/п |
Критерии эффективности |
Показатели |
Диагностический |
1. |
Характер взаимодействия участников образовательного процесса |
Преобладание характера взаимодействия по типу кооперации, способствующего организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса; |
Наблюдение, тестирование, анкетирование. Диагностические методики |
2. |
Состояние ценностных ориентаций педагогов, учащихся школы и их родителей |
Положительная динамика изменений приоритетов ценностей в соответствии с олимпийскими ценностями и идеалами. Гордость за достижения Беларуси в спорте. Гордость за достижения гродненцев в спорте Гордость за достижения учащихся и выпускников государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Гродно». |
Анкетирование |
3. |
Состояние учебной деятельности учащихся классов |
Положительная динамика развития:
Результативность выступлений учащихся-спортсменов в олимпиадах, конкурсах. Рост качества знаний в специализированных по спорту классах. Открытие профильных педагогических классов |
Уровни и количественные измерители (количество самостоятельно выполняемых заданий и др.) |
4. |
Личностное развитие учащихся |
Сформированность идеалов, взглядов и убеждений, основанных на олимпийских ценностях; осознанный выбор будущей профессии; повышение уровня реализации творческого потенциала учащихся в области олимпийского и параолимпийского движения; положительное отношение к истории спорта, рекордам, великим спортсменам, Олимпийскому и Параолимпийскому движению в мире и в нашей стране |
Анкетирование, наблюдение, методика экспресс- диагностики характериологических особенностей личности. Анализ показателей оценки поведения учащихся |
5. |
Состояние здоровья |
Деятельностная заинтересованность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья (активность во время спортивных соревнований, дней здоровья, и т.п.). Наличие знаний о здоровье человека, сформированность навыков ведения здорового образа жизни и безопасного поведения; Рациональная организация режима труда и отдыха |
Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Диагностические методики проверки работоспособности, утомляемости, тревожности учащихся и педагогов |
6. |
Инновационная компетентность и исследовательская культура участников проекта |
Повышение мотивационной готовности к инновационной деятельности; Расширение спектра сформированных профессионально значимых специальных компетенций; Личные достижения педагогов; |
уровни, количественные измерители |
7. |
Качество управления инновационными процессами в школе |
Создание необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; создание профессиональной среды для обмена опытом; наличие системы стимулирования педагогов; рост удовлетворенности педагогов содержанием своей профессиональной деятельности. |
наблюдение, анкетирование, мониторинговые исследования, социологический опрос |
Мы в соцсетях: