ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ
Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития обучающихся при реализации программ дошкольного воспитания, программ воспитания.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216, от 01.04.2024 № 36 (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией аттестация проводится:
на присвоение квалификационной категории (второй, первой, высшей) – по инициативе педагогического работника;
на подтверждение квалификационной категории (второй, первой, высшей) – по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования).
Квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, если это предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.
Аттестация на подтверждение квалификационной категории (по инициативе руководителя учреждения образования с согласия педагогического совета учреждения образования) может проводиться только в двух случаях:
если педагогический работник снизил уровень своей работы и деятельность которого не отвечает установленным требованиям:
если педагогический работник имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, которые имеют детей в возрасте до пяти лет, члены аттестационной комиссии. Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной и может проводиться не более одного раза в пять лет.
Обязательные условия допуска
педагогического работника к аттестации
на присвоение квалификационной категории
(п.18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования)
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей–пятой и седьмой пункта 19, пунктами 20 и 201 данной Инструкции) в соответствии с частями первой, второй и шестой пункта 19 данной Инструкции;
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором–четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.
Преференции в аттестации
(п.19 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования)
Лица, которые получили диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее чем два года, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее чем четыре года, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Лица, которые имеют ученую степень и (или) ученое звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а высшей квалификационной категории – один год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на первую квалификационную категорию они могут без присвоения второй квалификационной категории.
Педагогические работники, которым квалификационная категория присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
В стаж работы, который определен в частях первой, второй и четвертой–шестой настоящего пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
МАТЕРИАЛЫ
для подготовки к квалификационному экзамену
при прохождении аттестации
на присвоение высшей квалификационной категории
С программой и формами сдачи квалификационного экзамена можно ознакомиться на сайтах следующих учреждений образования, которым предоставлено право проведения квалификационного экзамена
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
ГУО «Академия образования» https://akademy.by/index.php/ru/about-us/koordinacia/metod-attestat
УО «Белорусский государственный университет физической культуры», Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма https://ippkbgufk.edu.by/ru/main.aspx?guid=43601
Мы в соцсетях: