Областной ресурсный центр по теме «Развитие предпринимательских компетенций и финансовой грамотности в молодежной среде в процессе профориентации» на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 им. В.Ю.Саяпина г.Гродно»
- Актуальность деятельности ресурсного центра.
Развитие Республики Беларусь в условиях рыночной экономики, цифровая трасформация всех процессов жизни человека невозможны без знания объективных законов экономики, умения грамотно мыслить и действовать. Перспективы развития нашей страны, как и большей части человечества, связаны с предпринимательством, поэтому подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире, повышение их финансовой грамотности определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования. В этой связи важной становится проблема обучения школьников основам преобразования материального мира в условиях рынка. Спрос на знания, особенно практические, растет, поэтому в государственной программе развития малого и среднего бизнеса Беларуси до 2030 года экономическое и правовое образование в школе названо в числе основных приоритетов.
Предпринимательство как особый вид экономической деятельности основано на самостоятельной инициативе и ответственности, инновационной активности личности. С развитием информационных и материальных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, формирование практических способностей учащихся и их подготовка к самостоятельной трудовой жизни становятся неотъемлемой частью процессов школьного образования.
На сегодняшний день основная доля развития и реализации обучения предпринимательству и финансовой грамотности приходится на систему высшего образования, однако постепенно особое внимание начинает уделяться и более ранним этапам образования. Понятие «ребенок-предприниматель» занимает все более центральную роль в развитии культуры предпринимательства.
Способность отдельного человека реагировать и приспосабливаться к меняющимся сложным обстоятельствам теперь признается всеми. Именно эта насущная проблема стоит за призывами к пересмотру отношения к предпринимательству и необходимостью реагировать на скорректированную «модель предпринимательства» со стороны органов образования. Самой трудной задачей здесь является сосредоточить внимание на обучении предпринимательству, основам финансовой грамотности, заменив узкую бизнес- ориентацию на цели развития типа личности предпринимателя в широком контексте и сформировать различные компетенции, способствующие достижению соответствующего уровня эффективного предпринимательского поведения. Осуществление подобной замены возлагается в основном на учителей и образовательные учреждения.
С учетом этой расширенной модели была выдвинута инициатива ЕС по «ключевым навыкам для обучения в течение всей жизни», согласно которой предпринимательство является «жизненным навыком» и определяется как: Способность человека воплощать идеи в действия. Она включает творческий подход, новаторство, способность идти на риск, а также умение планировать проекты и руководить проектами. Такая способность помогает человеку как в бытовой, так и в социальной сфере, давая ему возможность оценить и использовать возможности трудоустройства, и является основой для приобретения более специальных навыков и знаний, необходимых предпринимателю для начала социальной или коммерческой деятельности».
Естественно, данное расширенное определение предпринимательства в контексте системы обучения предпринимательству и финансовой грамотности предполагает участие школы и других учебных заведений в развитии отношений и поведении, которые могут эффективно подготовить человека к жизни в условиях сложных взаимосвязей и нестабильности, столь характерных для XXI века.
Таким образом предпринимательская подготовка школьников, обучение участников образовательного процесса финансовой грамотности рассматривается Государственным учреждением образования «Средняя школа № 2 им. В.Ю.Саяпина г. Гродно» (далее – СШ № 2) как перспективное направление обучения, обеспечивающее решение основных образовательных задач школы: воспитания подрастающего поколения, профориентацию и социализацию молодежи через формирование социально-экономических компетенций у выпускника средней школы, максимальное раскрытие творческого потенциала его личности.
Предпринимательская подготовка и финансовая грамотность школьников позволяет в полной мере реализовать на практике новые образовательные ориентиры, связанные с инновационной политикой в образовании:
- Информатизация образовательного пространства,
- Социальное партнерство,
- Компетентностный подход,
- Личностно-ориентированный подход,
- Государственно-общественный подход в управлении образованием и т.п.
Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства и финансовой грамотности будет соответствовать формирующемуся заказу общества в сфере образования:
- Повышение качества образования через новое содержание образования (деятельностный подход, открытость, акцент на формирование способностей и компетенций, обновленное содержание знаний с учетом последних достижений в науке и технике, вариативность для разных контингентов учащихся);
- Создание вокруг школы специального пространства деятельностного взаимодействия с предприятиями и организациями науки, промышленности, финансов, власти, общественными организациями;
- Формирование детско-взрослой общности в школе (учителя, учащиеся, родители);
- Формирование нового типа образовательной успешности;
- Основной образовательный результат школы – не только предметные знания, но и ключевые компетенции.
Актуальность работы по обучению основам предпринимательства и финансовой грамотности второго уровня связана с необходимостью трансляции наиболее значимых педагогических инноваций, полученных образовательными учреждениями на первом этапе (обучение школьников), в инновационное поле через организацию сетевого взаимодействия со школами этого поля, а также создание новой образовательной среды в инновационном поле. Под новой образовательной средой понимается формирование экономической практико-ориентированной образовательной среды (далее - ЭПОС), сочетающей в себе классическую школьную образовательную среду и среду активного взаимодействия ГУО со всеми заинтересованными в практико-ориентированной подготовке школьников основам предпринимательства организациями и структурами, готовыми участвовать в образовательном процессе. ЭПОС является важнейшим необходимым организационно-педагогическим условием формирования компетентностей старшеклассников в социально-экономической сфере.
Актуальность открытия Ресурсного центра обусловлена также значительным воспитательным потенциалом предпринимательской подготовки и обучения финансовой грамотности молодежи, который связан с изучением:
- истории предпринимательства в Беларуси;
- истории денег и развития финансовой системы Беларуси;
- традиций белорусской благотворительности;
- примеров служения белорусских предпринимателей интересам государства.
Важным воспитательным аспектом предпринимательской подготовки молодежи также является ее обязательная трудовая составляющая, формирующая не только трудовые навыки и компетенции школьников, но и уважение к труду, используемым ресурсам, собственности, успеху.
Наряду с воспитательным, предпринимательская подготовка молодежи обладает огромным профориентационным потенциалом, который становится важным критерием результативности любого школьного предмета в условиях новых требований к системе образования, первостепенной задачей которой является обеспечение социальной адаптации подрастающего поколения и облегчение вхождения его во взрослую жизнь.
Таким образом, проблема, на решение которой будет направлена деятельность ресурсного центра СШ №2: распространение инновационного опыта по практико-ориентированному обучению школьников основам предпринимательства и финансовой грамотности через сетевое взаимодействие учреждений образований, органов власти, организаций бизнес-сообщества и предпринимательских структур.
- Основные направления деятельности.
СШ № 2 определены основные направления деятельности Ресурсного центра «Развитие предпринимательских компетенций и финансовой грамотности в молодежной среде в процессе профориентации» следующие:
- Развитие многоступенчатой модели экономического образования школьников и учащейся молодежи;
- Организация социокультурных практик для освоения учащимися опыта экономических отношений с социальным окружением;
- Управление качеством профессиональной компетентности педагогических кадров через обучение и мотивацию к инициативной творческой деятельности;
- Аккумулирование и трансляция продуктивного педагогического опыта;
- Инновационная деятельность по разработке научно-методического комплекса;
- Создание информационно-технологических ресурсов для социально-профессиональных коммуникаций;
- Расширение сферы сотрудничества и взаимодействия с социальными партнерами;
- Концентрация и рациональное использование ресурсов.
- Ожидаемые результаты работы Ресурсного центра.
- Создание условий для развития сети объединений по интересам экономического профиля в учреждениях образования региона;
- Реализация многоступенчатой модели экономического образования и воспитания школьников и учащейся молодежи;
- Создание системы профессиональной поддержки педагогов по внедрению в практику образовательных методик и технологий формирования и развития экономической культуры, финансовой грамотности школьников и учащейся молодежи;
- Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения, научно-методического и программного обеспечения;
- Создание целевого сетевого ресурса для презентации педагогических практик, педагогического опыта, инновационной деятельности по экономическому образованию, финансовой грамотности;
- Создание условий для формирования региональной кластерной модели в области экономического образования и воспитания учащихся на основе социальных коммуникаций с учреждениями образования, общественными формированиями, бизнес-структурами, средствами массовой информации, предприятиями и организациями реального сектора экономики.
- Срок деятельности Ресурсного центра – неограничен.
- Обоснование объемов и источников финансирования.
Источниками финансирования Ресурсного центра определены:
- оказание на возмездной основе информационных, консультационных, методологических услуг учреждениям образования региона;
- средства, полученные от доноров и грантодателеймеждународной технической помощи в результате проектной деятельности;
- средства и ресурсы организаций бизнес-сообщества и предпринимательских структур, вовлеченных через сетевое взаимодействие в деятельность Ресурсного центра.
- Руководитель Ресурсного центра – руководитель по военно-патриотическому воспитанию Черняков Игорь Владимирович. (т.62-00-12)
Мы в соцсетях: